Надо сразу пояснить, что речь в статье пойдет не о ПО Microsoft Office, а об ИТ-системе поддержки офисной работы сотрудников (как в персональном, так и в групповом режимах). Причем “офисная работа” — это тоже не очень точный по нынешним временам термин, поскольку сегодня персонал может трудиться не только на жестко зафиксированном в пространственных координатах месте. Короче говоря, мы обсудим проблему выбора между традиционной (онпремис) моделью использования офисного ПО и облачной схемой SaaS.

Наверное, не будет ошибкой сказать, что доля использования SaaS еще не очень велика (даже ведущие мировые аналитики явно избегают давать тут какие-то количественные оценки, хотя по целому ряду соображений можно предположить, что доля эта находится в пределах 5—10%), но она неизменно возрастает, и этот тренд будет только усиливаться. При этом, как это ни парадоксально, заказчикам приходится сталкиваться с несколько подзабытой для офисной тематики проблемой выбора: если в течение последних почти двадцати лет данное направление чуть ли не на 100% однозначно было связано с офисным ПО Microsoft, то теперь компаниям нужно выбирать не только между онпремис и SaaS, но и, во втором случае, между направлениями SaaS (правда, тут пока лишь два основных варианта — Google Docs и Microsoft Office 365).

“1С-Рарус” выбирает Google Docs

Компания “1С-Рарус” хорошо известна на российском рынке: крупнейший партнер фирмы “1С”, который занимается не только реализацией крупных проектов на базе “1С:Предприятия”, но и разработкой тиражных прикладных решений на этой платформе. В огромном “1С”-сообществе компания выделяется быстрым освоением новых ИТ-идей, активно постигая облачное направление. Однако убеждать других в преимуществах ИТ-облаков и использовать эти технологии самим — для многих поставщиков совсем не одно и то же. Директор “1С-Рарус” Дмитрий Казачков признается, что даже хорошо зная теоретические доказательства в пользу модели SaaS, ему как руководителю крупной коммерческой компании (более двух тысяч сотрудников) три с половиной года назад не просто было дерзнуть на переход в офисное облако. Но решение было принято, и сейчас он с удовлетворением отмечает, что “собственный пример” на практике доказал правильность облачной теории: в результате реализации этого проекта компания получила выигрыш, не только повысив эффективность управления и работы внутри своей организации, но и в том, что для нее открылись новые перспективные направления бизнеса. Так или иначе результат налицо: в “1С-Рарус” выполнена одна из крупнейших в России инсталляций облачной системы Google Docs (1600 рабочих мест; как говорят знатоки, больше развернуто только в сети “Ашан” — 8000), а в составе компании появилась новая дочерняя структура DaClouds.ru, занимающаяся продажами сервисов Google в России.

Сама постановка вопроса о смене офисной платформы возникла в “1С-Рарус” довольно в типичной ситуации: в связи с ростом компании как по численности, так и по сложности внутренних коммуникаций текущая система уже переставала справляться со своими задачами (в первую очередь по нагрузке), и возникла проблема — что делать? Был один очевидный вариант в виде наращивания серверных ресурсов, но при этом понятно было, что это лишь временное и частичное решение. Альтернативой являлся выбор другой системы, которая лучше соответствовала бы новому этапу состояния и развития бизнеса, и тут как раз появилось предложение о сервисе Google Docs, который в 2009 г. был в России еще не очень проверенной в реальных делах новинкой.

Решение о переводе компании на работу с облачным сервисом сопровождалось всеми обычными процедурами: оценкой чисто экономической целесообразности, анализом получаемых выгод для ведения основного бизнеса, в том числе для управляемости организации, просмотром демонстрационных примеров, изучением отраслевого опыта (зарубежного), пилотными внедрениями и пр. Все это можно обсуждать отдельно, но главный итог данного ИТ-проекта Дмитрий Казачков сформулировал четко: он очень доволен. Причем не только как руководитель, на уровне бизнеса в целом, но и просто как пользователь, выполняющий в компании определенный функции: “Мне стало намного удобнее работать, я чувствую, что это помогает мне лучше выполнять взятые на себя функции по руководству растущей компанией”. Помимо общих хорошо известных преимуществ модели SaaS (повышение надежности системы, в том числе в плане сохранности данных, обеспечение мобильности сотрудников) было отмечено появление качественно новых возможностей, таких как иной уровень поддержки коллективной работы с документами, использование социальных функций взаимодействия, интеграция с другими облачными сервисами (например, поисковыми и геолокационными).

Конечно, актуален вопросом является обеспечение информационной совместимости, поддержка различных форматов файлов, но, по мнению директора “1С-Рарус”, как раз здесь заметных проблем сегодня нет. Несколько особняком стоит тема использования электронных таблиц, поскольку Excel — признанный лидер по функциональным возможностям. Из пояснений Дмитрия Казачкова следует, что от этого продукта полностью отказаться не удалось, но теперь к его помощи ему лично приходится прибегать лишь в исключительных случаях.

Опыт развертывания Office 365

Точных количественных оценок конкурентной ситуации на рынке облачных офисных сервисов нет, но большинство экспертов считает, что здесь лидирует Google. Хотя тут надо учитывать, что данная сфера находится еще в стадии раннего формирования. И всем понятно, что, возможно, Microsoft немного и засиделась на старте, но такая задержка не является критичной для марафонского забега. Более того, некоторые аналитики считают, что Редмонд специально пропустил своего молодого конкурента вперед, чтобы тот сделал трудную работу по убеждению клиентов в преимуществах облачных сервисов, а потом, когда рынок созреет, сделать выстрел из-за его спины. Правда, оппоненты такой точки зрения говорят, что Microsoft просто никак не может до конца определиться со своей офисной стратегией, поскольку онпремис-модель ее объективно вполне устраивает, а переход к облачным схемам сулит компании лишь обострение конкуренции и снижение прибыльности офисного бизнеса.

Тем не менее кажется, что именно сейчас в России наступает момент, когда для Office 365 заканчивается период “первого знакомства” со стороны потенциальных заказчиков (прошло более двух с половиной лет с момента официального выхода сервиса на рынок) и начинается этап реальных внедрений. Такой точки зрения придерживается и Сергей Савинов, директор компании ALW Group, которая в последнее время активно занимается продвижением облачных сервисов Microsoft (в том числе Azure и Office 365) в нашей стране.

По его мнению, Office 365 представляет очень интересный вариант для заказчиков, особенно тех, кто видит стратегические перспективы своего развития. Но чтобы получить выгоды от этого комплексного сервиса, компаниям нужно решить некоторые важные вопросы и даже преодолеть препятствия. Определенные трудности начинаются уже на этапе выбора конкретного тарифного плана и модели развертывания — полностью облачной или гибридной, с использованием онпремис-схемы. Опираясь на свой опыт, Сергей Савинов говорит, что малые и средние заказчики больше тяготеют в облачному варианту, крупные — к гибридному. Отдельно нужно сказать об оплате сервисов: во всем мире для этого применяются кредитные карты, но для России с ее специфической бухгалтерией предлагаются еще два варианта: безналичными рублями в Ирландию или любыми способами через российских партнеров корпорации.

Следующим шаг — перенос настроек и данных текущей системы в облако. Здесь дается однозначный совет: предварительно полностью обновить используемую офисную систему (речь идет не об установке последних версий, а обо всех сервисных пакетах для текущей версии). Для проведения собственно переноса данных (в первую очередь тут идет речь о почтовых архивах и хранилищах SharePoint) имеются разные инструменты, можно использовать как автоматические методы, так и ручные. План действий зависит от конкретного проекта, но самое главное — такой план должен быть с самого начала. При этом компаниям нужно обратить внимание на то, что у Microsoft довольно регулярно появляются разные промо-предложения по миграции, которые могут сократить время и затраты заказчиков.

Что является мотивацией для перехода компании в облако вообще и в облако Microsoft в частности? Что касается общих мотивов, то тут называют в целом довольно известные вещи: необходимость наведения порядка в ИТ-системах предприятия, задача повышения производительности и масштабирования, сокращение капитальных и операционных затрат, повышение надежности. Что касается выбора системы Microsoft, то тут в ее пользу говорят также известные факторы: знакомые технологии и пользовательские интерфейсы, доверие как к долгосрочному партнеру, готовность учитывать национальные особенности рынка. Но из списка известных проектов видно, что первопроходцами сейчас являются в большинстве своем работающие в России иностранные компании, хотя примеров сугубо отечественных заказчиков также уже немало.

Версия для печати (без изображений)