Всего несколько лет назад руководители бизнес-отделов и ИТ-служб задавались вопросом, стоит ли их подразделениям полагаться на облачные вычисления. Имелись проблемы с надежностью провайдеров, качеством обслуживания и, что, наверное, самое важное, с безопасностью.

Теперь же благодаря быстрому и радикальному совершенствованию облачной технологии вопрос заключается не в том, применять ли различные управляемые сервисы, а в том, как, когда и где их развернуть. Согласно различным отраслевым исследованиям, показатель использования облаков средними и крупными предприятиями приближается к 100%.

Можно с уверенностью сказать, что облачные вычисления вступают в новую фазу развития. «В течение последних нескольких лет мы были свидетелями их эволюции, — сказал ведущий сотрудник PwC Consulting Рохит Антао. — Облачные провайдеры достигли зрелости, и теперь руководители предприятий должны сосредоточиться на разработке стратегии перехода к облачным сервисам, управлении ими и их объединении, а также на привязке их к сложившейся инфраструктуре».

Кроме того, изменились ожидания сотрудников и клиентов. «В результате продолжающейся консьюмеризации ИТ у людей появились принципиально иные ожидания того, что может сделать для них технология», — добавил он.

В создании такой технической концепции и заключается главная проблема. В связи с конвергенцией технологий и систем (а руководители производства приобретают управляемые сервисы) появилась необходимость объединить их с данными, обеспечить их безопасность и решить вопросы общей стоимости владения.

Хотя облака обеспечивают значительные удобства, повышенную подвижность и высокий уровень гибкости, разрозненные и непродуманные действия могут привести к разочаровывающим результатам. Без четкой стратегии и необходимых инструментов «легко скатиться к использованию отдельных облачных сервисов ad hoc и лишиться синергии интегрированных систем», подчеркивает менеджер исследований из компании 451 Research Агата Пун.

Облачные вычисления получили широкое распространение в бизнесе и ИТ-сфере. Настало время разработать для них стратегическую концепцию и эффективно объединить сервисы и системы.

Упор на подвижность

Трудно ориентироваться в беспорядочной среде. Слабо интегрированные и разобщенные системы часто приводят к изоляции бизнеса и пробелам в данных. Более того, «теневые» ИТ и несанкционированные приложения могут привести к тому, что различные подразделения и функции начнут работать совершенно по-разному, вызывая трения, дезорганизующие потоки работ и процессы.

Облака еще больше повышают ставки. «Цель заключается в использовании облаков для трансформации порядка предоставления ИТ-сервисов, совершенствования бизнес-операций и оказания клиентам и сотрудникам новых услуг, — отметил Антао. — В конечном счете мы возвращаемся к идее создания успешного электронного бизнеса».

Эта идея нашла отклик у фирмы NexRep, управляющей виртуальными контактными центрами для компаний и некоммерческих организаций. Используя технологии компании Five9 «инфраструктура как сервис» (IaaS) и «ПО как сервис» (SaaS), NexRep вышла на такой уровень подвижности, гибкости и интеграции, который был немыслим всего несколько лет назад.

Например, в сентябре, когда некоммерческая организация Stand Up to Cancer проводила свой четвертый ежегодный телемарафон, ей потребовалось свыше 500 операторов для ответов на звонки в течение четырех часов. И что не менее важно: для телемарафона были необходимы технические системы и обученные сотрудники сроком на четыре недели.

Поэтому NexRep обзвонила своих внештатных сотрудников, убедилась, что их можно привлечь, составила графики, составила правила прохождения звонков, руководила рассадкой по рабочим местам, а затем провела несколько проверок, дабы убедиться, что все системы функционируют корректно. Когда ее сотрудники подключились к сети и начали поступать звонки, облачная среда работала безупречно. В итоге Stand Up to Cancer с помощью таких знаменитостей, как Гвинет Пэлтроу, Майк Майерс, Бен Стиллер и Кэти Курик, собрала 109 млн. долл.

«По мере того как многие компании переводили все большую часть своего бизнеса в облака, преимущества облачных вычислений становились все более очевидными, — сказал генеральный директор NexRep Тедди Ляо. — К ним относятся «низкие капитальные затраты, доступ к последним техническим достижениям, быстрая имплементация, повышенная надежность и подлинная подвижность бизнеса».

Получение четкой картины

По мере освоения организациями облачных вычислений экспоненциально растет потребность в стратегическом планировании. «В эпоху, когда бизнес-менеджер может подключить облачный сервис, проведя кредитной картой через считывающее устройство, меняется роль ИТ-подразделений, — заметил Антао. — Они уже не являются монополистами и теми, кто принимает окончательные решения».

Действительно, значительно возросла потребность в объединении систем, эффективном управлении данными и решении проблем управления в целом. «В прошлом ИТ-подразделения занимались покупками и расходами, — сказал Антао. — Теперь же они должны создавать в своих организациях системы, обеспечивающие другим управляемое и эффективное выполнение этих функций». Сегодня, считает он, ИТ-подразделениям важно рассматривать себя не столько в качестве сервис-провайдеров, сколько в качестве координаторов и помощников предприятий.

По мере того как облака входят в нашу жизнь, этим подразделениям надлежит создать необходимую ИТ-базу, сетевую инфраструктуру, ПО промежуточного слоя и API-интерфейсы, базы данных и т. д. Им следует также приобрести новые навыки, особенно в важнейших областях, связанных с использованием «платформы как сервиса» (PaaS), Hadoop, Cloudera, Cassandra, Apache HBase и практик гибкой разработки.

Им также предстоит работать с высшим руководством, чтобы вовлечь его в свои дела, создавать инструменты для обмена информацией и сотрудничества, позволяющие организации сделать знания и истории успеха общим достоянием, быстро и твердо решать проблемы управления постоянными изменениями. «Одна из главных трудностей на пути превращения в построенное на базе облака предприятие заключается в получении мощной поддержки руководства, — заявил Антао. — Понимание необходимости новых моделей управления, новой инфраструктуры и новых приемов работы должно исходить сверху».

Для обеспечения успеха, сказал Пун, важно добиться, чтобы организация продолжала концентрировать усилия на общих целях и задачах бизнеса. Руководители производства и ИТ-менеджеры должны нацеливать ее на конкретные результаты бизнеса и тесную интеграцию облачной и традиционной инфраструктур.

Для этого могут потребоваться новые различные бизнес-структуры и команды для работы над проектами, в том числе речь может идти о включении специалистов по ИТ в бизнес-подразделения. Необходим также правильный выбор критериев оценки и ключевых показателей эффективности. «Важно эффективно совместить различные цифровые технологии и каналы связи, — считает Антао. — Облако способно сыграть ключевую роль в формировании будущей структуры бизнеса и ИТ».

Не ошибитесь, облачные вычисления — это новые возможности и новые проблемы. Они заметно меняют характер бизнеса и ИТ. Сегодня успех тесно связан с пониманием, что отдельные облака могут дать положительный результат. Но хорошо интегрированный набор инструментов, решений и технологий способен придать предприятию совершенно новый вид.

«Проблема номер один заключается в создании структуры эффективного управления и интеграции облачных сервисов с привязкой их к уже имеющимся системам, — заявил Пун. — Те организации, которые успешно с этим справятся, смогут резко улучшить условия ведения своего бизнеса».

Версия для печати