В последние два года, по мере того как облачные вычисления занимали свое место в мэйнстриме корпоративных ИТ, обсуждение темы смещалось с вопроса «быть или не быть облакам» к вопросу об их стратегическом применении и максимальном возврате инвестиций (ROI). В самом деле, облака привносят совсем другую модель капитальных и операционных затрат. Результаты исследования, проведенного в 2014 г. силами Unisys при поддержке IDG Research, говорят о том, что 20% ИТ-руководителей высшего звена усматривают в сложности оценки ROI препятствие к реализации облаков. Несмотря на то что доля этих людей в сравнении с предыдущим годом уменьшилась (тогда их оказалось 34%), очевидно, что облака представляют серьезные трудности для руководителей как ИТ-служб, так и бизнеса. «Весьма сложно идентифицировать и измерить выгоды облака», — утверждает Агата Пун, менеджер по исследованиям из фирмы 451 Research.

Приведём пять ключевых факторов, на которых CIO и другие высшие менеджеры должны сфокусировать свое внимание, чтобы достоверно рассчитать ценность облаков.

Облака измеряются не только цифрами. «Когда речь идет об облаках, вы не можете рассматривать возврат инвестиций как чисто денежный показатель», — считает Джордж Мендель, старший директор по сетевым системам и операциям в Национальной ассоциации независимых школ (NAIS), некоммерческой организации, которая представляет интересы независимых школ и служит для них банком информации и лучших практик. Для управления множеством частных облаков, которые ускоряют доставку информации и реплицируют данные с целью резервирования на случай катастрофы, NAIS использует Veeam Cloud Connect.

Важно понимать, как облака меняют вашу бизнес-модель, создавая новые возможности, но вместе с тем порождая и новые либо видоизмененные риски, говорит Мендель: «Следует эффективно и бережливо выстраивать облачные сервисы, потому что они могут быть как очень дешевыми, так и безумно дорогими. Вам необходимо понять, чего требует ваша бизнес-модель и как облака стратегически в нее вписываются».

Фокусируйтесь на процессе, а не на технологии. Существует соблазн отнестись к облакам как к способу внедрить передовые системы и программы, при этом упрощая ИТ-администрирование. Но Пун из Research 451 поясняет: «Облака — это не столько технологии, сколько способ сделать бизнес-процессы более эффективными».

Организациям, достигшим выдающихся результатов, удалось определить, каким образом облака позволяют эффективно перестроить их процессы, потоки работ и задач. Это подразумевает применение различных новых технологий, таких, например, как мобильность, социальные сети и большие данные, а возможно, и подключение конечных устройств через «Интернет вещей». Конечная цель — рационализировать задачи, процессы и операции.

Чтобы добиться максимальных результатов, компании должны преодолеть барьеры между своими подразделениями и, как замечает Пун, выстроить более системный подход, который включает в том числе регулярную обратную связь и тесное сотрудничество. Хотя эффект могут принести и спонтанные точечные решения для отдельных департаментов и групп (например, маркетинг или HR), организации, применившие целостный подход, добиваются гораздо больших результатов — пусть даже не всегда эти результаты можно измерить через ROI.

Не все облака созданы равными. В реальности термин «облачные вычисления» используется для описания широкого спектра инструментов, технологий и сервисов. Несмотря на то что многими облака воспринимаются как нечто монолитное, важно помнить, что они могут варьироваться от нишевых SaaS-решений для аналитики или маркетинга до весьма сложных платформ типа IaaS (инфраструктура как сервис) или платформ для разработчиков, известных также как PaaS (платформа как сервис). Широко варьируются облака и по цене — от дорогих частных до гораздо более дешевых публичных или гибридных сервисов. Более того, поставщики сервисов сходного типа могут предлагать существенно различающиеся модели предоставления и тарификации сервисов.

Не удивительно, что результаты использования разных подходов и поставщиков сервисов могут различаться весьма существенно, и даже сам способ измерения результатов, которым пользуется организация или ее поставщик, может видоизменить величину ROI. Рохит Антао, руководитель консалтинговой фирмы PwC, говорит: «Важно проводить тщательную оценку. Одни предприятия хотят перестроить предоставление ИТ-сервисов и сократить общую стоимость владения. Другие надеются преобразовать бизнес-процессы и усилить вовлечение клиентов за счет мобильных приложений, соцсетей и иных инструментов. Способы измерения возврата инвестиций в этих сценариях будут разными».

Найдите правильных поставщиков. Это не сводится к поиску маркетинговой листовки, в которой поставщик сервиса рассказывает о перестройке бизнеса и сокращении расходов. Как образно выразился Мендель из NAIS: Иногда вы можете в итоге купить «кадиллак», хотя на самом деле вам нужен «фольксваген». Если вы переплачиваете или поставщик вам дает меньше, чем вы ожидали, — это негативно скажется на возврате инвестиций«.

Мендель также подчеркивает, что мудрый покупатель не только смотрит на тарифы, но и старается понять, заказчиков какого типа обслуживает данный поставщик и почему. «Одни поставщики облачных сервисов нацелены на крупные корпорации, а другие работают с малыми фирмами. Чтобы достичь оптимального ROI, предлагаемые модели сервисов и модели цен должны быть сбалансированы», — говорит он.

Наконец, уровень цен не всегда коррелирует с набором услуг и качеством сервиса. По мнению Пун, некоторые облачные провайдеры рады предложить свои услуги в сфере системной интеграции, переноса данных и т. п. Эти дополнительные сервисы могут ускорить возврат инвестиций и принести другие выгоды, не всегда выражающиеся в цифрах.

Используйте измерения и метрики, но не преувеличивайте их значение. Традиционные формулы ROI не всегда работают в облаках, и их применение может привести к искаженным и даже обманчивым результатам. Вице-президент Gartner Даррил Пламмер отметил в 2012 г. в статье в Forbes: «С облачными вычислениями не стоит делать упор на обязательный возврат инвестиций в денежной форме». Другие эксперты согласны с ним, что гораздо разумнее фокусироваться на общей ценности сервисов, чем на долларах. Они перечисляют факторы, которые могут выступать в роли «мягкого» ROI: скорость, гибкость, масштабируемость, улучшение процессов, оптимизация платформ, стратегически правильное использование ИТ-ресурсов.

В самом деле, преувеличение важности показателя ROI может сбить фокусировку. Пун говорит, что конечная цель — улучшение взаимоотношений с клиентами и извлечение выгод, которые выходят за рамки бухгалтерских отчетов. Тем не менее определенные метрики могут быть ценными. Например, Мендель из NAIS рассказал, что его ассоциация постоянно пользуется обратной связью со своими членами, собирая их мнения о производительности систем, удобстве работы с веб-аналитикой и ценности других инструментов и технологий. «Используя эти данные, мы можем измерять ценность систем и понимать, как они меняют наше взаимодействие. Мы способны понять, где облака на самом деле улучшают бизнес».

В завершение Пун констатировала, что очень важно думать стратегически и искать пути для улучшения процессов, которые формируют бизнес-выгоды. Это требует широкого участия сотрудников организации, новых отношений между ИТ-службой и бизнес-подразделениями, а также понимания, что затраты и возврат инвестиций уступают место ценностным показателям, определяющим возможности для бизнеса стать быстрее, лучше и конкурентоспособнее.

Версия для печати