Предприятия активно переводят свои ИТ на облачные модели, но если они не будут по настоящему доверять облакам, то не смогут получить экономический эффект от их использования. К такому выводу пришли авторы исследования, проведенного организацией Economist Intelligence Unit (EIU) на основе опроса более 450 предприятий из 10 стран.

Облака очень быстро распространяются в корпоративном мире. Если в 2011-м облачные сервисы использовали менее 20% организаций, то на этот раз 99% респондентов сообщили о применении хотя бы нескольких облачных сервисов. Эти данные коррелируют с результаты других опросов — сейчас уже практически не осталось компаний, полностью обходящихся без облаков.

Более того, облачные технологии играют важную роль — в среднем они составляют основу 38% корпоративных ИТ-систем, и по прогнозу, к 2019-му этот показатель вырастет до 45%. По мнению авторов исследования, это говорит о том, что облачные технологии уже почти достигли зрелости.

Но, несмотря на стремительное распространение, уровень доверия к облакам оставляет желать лучшего. Хотя больше половины респондентов (52%) отметили некоторый рост доверия за последние три года, только 15% указали, что этот показатель вырос существенно, а примерно столько же (13%) сообщили о том, что он упал.

В итоге в настоящее время уровень доверия остается невысоким — только 16% респондентов считают, что их организации действительно доверяют облакам. Авторы исследования полагают, что в этом виноваты ИТ-компании, которые мало уделяли внимания просвещению пользователей в то время, когда популярность облаков начала быстро расти. В результате в пользовательской среди появилось некоторое недопонимание.

Однако насколько важен уровень доверия, раз облачные технологии и так стремительно распространяются в корпоративном мире? Данное исследование дает ответ на этот вопрос.

Оказалось, что те организации, в которых уровень доверия к облакам очень высок, в среднем получили на 9,1% больше прибыли за последний год, а также улучшили и некоторые нефинансовые показатели, такие как гибкость, инновационность и репутация. В то же время у недоверчивых организаций прибыль выросла на 1%. Авторы исследования объясняют это следующим образом: пользователи не доверяют облакам, потому что слабо разбираются в этой технологии и не знают ее возможностей, а отсутствие понимания мешает эффективному использованию.

Однако это не единственная причина невысокого уровня доверия. Иначе, с распространением облаков и ростом осведомленности пользователей увеличивалось бы и доверие. Но этого пока не происходит. Так, опрос показал слабую связь между тем, насколько широко организации используют облачные технологии, и тем, насколько они им доверяют. Это значит, что степень доверия не увеличивается органически.

Но как добиться высокого доверия? Оказывается здесь главную роль играет высшее руководство предприятия, которое поддерживает сотрудников, выполняющих свою работу с помощью облачных технологий, и поощряет их экспериментировать с облаками для улучшения своей деятельности и функционирования всего предприятия. Важную роль также играет обучение пользователей.

Что касается причин роста прибыли, то опрос выявил явную связь между уровнем доверия к облакам и готовностью организации трансформировать свои бизнес-процессы, чтобы в полной мере использовать преимущества облаков. Другими словами, доверие к облакам стимулирует предприятия к переменам к лучшему.

Но на пути к облакам есть и препятствия, тормозящие их массовое распространение. Первое место занимает безопасность, на которую указали 45% респондентов, далее следует соответствие требованием регуляторов (35%) и сложности интеграции с облаками имеющихся онпремисных ИТ-систем. Среди прочих проблем респонденты отметили недостаток общих стандартов, отсутствие необходимой функциональности и слабую техническую экспертизу в организации.

Версия для печати