Тенденция к более широкому использованию в России облачных моделей автоматизации бизнес-процессов продолжает усиливаться, и сложная экономическая ситуация в стране в какой-то мере даже способствует этому. Ограниченные финансовые бюджеты заставляют заказчиков искать пути оптимизации ИТ-затрат, отказываясь от привычных схем использования ИТ, а современные условия бизнеса требуют пересмотра и архитектурных основ организации своих ИТ-систем. Именно под знаком этих основных тезисов прошел в конце ноября вебинар «Документооборот 365. Управление делами в 1 клик», организованный совместными усилиями российского отделения Microsoft и «АЛВ Груп».

Говоря о том, чем характеризовался 2016-й в области использования прикладных облачных сервисов и чем ситуация тут отличается от прошлогодней, генеральный директор «АЛВ Груп» Сергей Савинов отметил, что традиционная стратегия действий заказчиков в кризисных условиях (минимизация новых проектов и оптимизация использования существующих систем) уже исчерпала свои возможности. Так или иначе, но компаниям все же нужно обновлять инфраструктуру, открывать новые направления, расширять сферу своей деятельности. И решая эти задачи обновления и развития своих ИТ-систем, заказчики все чаще обращают внимание на облачные предложения, рассматривая их в качестве оптимальной альтернативы традиционным онпремис-решениям и имея в виду их следующие преимущества:

  • отсутствие необходимости в собственной серверной инфраструктуре и соответствующем ИТ-персонале;
  • исключение фазы развертывания и настройки;
  • доступ к функционалу и данным из любой точки, где есть Интернет, с гарантией 99,9%;
  • гибкость в выборе нужных сервисов и постоянное обновление ПО;
  • оптимизация финансовых затрат.

Перейдя к вопросам использования Microsoft Office 365, глава «АЛВ Групп» напомнил, что в состав этой облачной платформы входят все основные группы программных компонентов: хорошо знакомые офисные приложения для персональной работы (Word, Excel, Outlook, PowerPoint и пр.) и облачные сервисы SharePoint, Exchange и Skype for Business (бывший Lync), предназначенные для обеспечения коммуникаций и совместной работы сотрудников. Сами сервисы являются облачными аналогами давно известных и весьма популярных на рынке серверных онпремис-решений, и поначалу, на первых этапах своего жизненного пути, эти сервисы несколько уступали по ряду возможностей традиционным серверным продуктам. Но сейчас это функциональное отставание уже ликвидировано, и более того — Microsoft рассматривает именно облачное направление в качестве приоритетного для развития всей своей программной платформы.

В то же время сегодня потребителям уже явно не хватает для покрытия своих бизнес-потребностей стандартного функционала Microsoft Office 365, нужны более высокоуровневые прикладные решения для конкретных задач, в том числе в сфере управления документами. Эта тенденция стала наблюдаться в США и Европе еще несколько лет назад, и ответом на появление таких требований стало формирование на базе платформы Office 365 партнерской экосистемы, которая сейчас продолжается активно развиваться. Разумеется, этому способствует наличие в составе Office 365 соответствующего набора средств разработки, в том числе для SharePoint.

В прошедшем году стало отчетливо видно нарастание тенденции на повышение востребованности подобных прикладных решений и в России, что компания «АЛВ Груп» наблюдала на примере продвижения своей системы «Документооборот 365», ключевыми функциональными модулями которого являются «управление договорами», «управление платежами», «корпоративная почта», предоставление хранилища данных (1 Тб на каждого пользователя), а также обеспечение телефонной и видеосвязи через Интернет.

Одним из препятствий на пути использования облаков заказчиками являются известные опасения по поводу доступности удаленных сервисов и безопасности данных. Специалисты и раньше доказывали, что облака как раз по этим характеристикам обладают более высокими показателями, но теперь на рынке уже накоплен достаточно большой практический опыт, подтверждающий теоретические обоснования: теперь уже практически общепризнанно, что специализированные провайдеры облачных ресурсов обеспечивают более высокую надежность как по доступности функционала, так и по защите информации. При этом облачные провайдеры обеспечивают надежное резервное копирование и восстановление данных (такие опции есть и в Office 365), чего сами заказчики в своих онпремис-системах зачастую не делают. К тому же уже сейчас на рынке есть решения независимых разработчиков, позволяющие клиентам иметь локальную копию данных у себя.

Еще год назад многих отечественных заказчиков смущало наличие вероятности законодательного прекращения отношений с американскими провайдерами в случае введения санкций с той или иной стороны. Однако прошедший год показал, что эти опасения были, как минимум, явно преувеличенными, и сейчас такое развитие событий видится намного менее вероятным.

Версия для печати