Современный технологический рынок предлагает варианты решения любых задач и на любой вкус — наборы технологий от глобальных ИТ-гигантов, практичные нишевые решения, десятки Open Source-предложений. Однако большинство предприятий предпочитают проверенные продукты от вендоров, что может быть не всегда оптимально — особенно для организации резервных площадок (Disaster Recovery). О том, как на российском рынке строить облачный бизнес на основе продуктов с открытым исходным кодом, рассказал Михаил Холопов, генеральный директор компании ATLEX.

PC Week: Какие сервисы сейчас востребованы российским бизнесом?

Михаил Холопов: Большинство корпоративных клиентов предпочитает сосредоточиться на развитии профильного бизнеса, поэтому чаще администрирование инфраструктуры они отдают на аутсорсинг сторонним ИТ-компаниям. Это позволяет сэкономить время, деньги и повысить надежность инфраструктуры — ведь зачастую компетенций собственных ИТ-специалистов недостаточно для того, чтобы администрировать инфраструктуру на высоком уровне.

Традиционные хостинг-услуги (колокейшн, аренда сервера, виртуальный хостинг, виртуальный сервер и т. д.) сегодня уходят на второй план, все более востребованы облачные решения.

Бизнес заинтересован в повышении уровня безопасности своей ИТ-инфраструктуры. Поэтому первая группа сервисов, на которую очевидно есть спрос на рынке, — бэкапы.

Но резервные копии данных где-то нужно хранить, поэтому вторая группа сервисов, в которых заинтересован потенциальный клиент, — объектные хранилища.

Завершает эту цепочку резервная площадка — ведь в случае аварии на основной инфраструктуре эти бэкапы нужно будет оперативно вытащить из хранилища и где-то развернуть.

Интерес бизнес-сегмента понятен: вирусы, сбои, человеческий фактор — всё это может стать причиной остановки работы ИТ-инфраструктуры, а значит — остановки бизнес-процессов. Как следствие, компания несет финансовые потери. Необходимость резервировать вычислительные мощности в современных реалиях очевидна.

Но большая часть руководителей ИТ-отделов вынуждена ограничиваться только одним инструментом — бэкапом, потому что DR-решение от вендора — дорогое удовольствие. Если компания использует платформу VMware, то делает лицензионные отчисления за основную инфраструктуру. При создании резервной площадки, которая большую часть времени будет простаивать, за лицензии придется заплатить повторно. Добавляем сюда стоимость инструментов, с помощью которых будет осуществляться миграция данных и их последующая синхронизация, — и этот бюджет оказывается неподъемным для среднестатистической не ИТ-компании. Получается, вопрос безопасности стоит остро, а на его решение просто нет средств.

PC Week: Какие требования по информационной безопасности предъявляются потребителем?

М. Х.: Требования клиентов стандартны: качественное оборудование, бесперебойное электропитание, кондиционирование, быстрый Интернет и круглосуточная техподдержка. Естественно, потребителей интересует SLA — за ним они и приходят в конечном итоге к хостеру. Российский клиент не склонен предъявлять специфические требования — его гораздо больше беспокоит возможность получения доступа к его данным сотрудниками полиции и закон о персональных данных.

PC Week: Какими факторами сейчас руководствуется клиент, выбирая сервис-провайдера?

М. Х.: Три-пять лет назад ключевым фактором при принятии решения о выборе облачного провайдера была цена. Процент тех, кто готов платить больше за качественный сервис, растет. Теперь клиента интересует ассортимент услуг, в частности — наличие сервисов. Клиенты чаще заинтересованы в том, чтобы передать свои нагрузки на аутсорсинг, потому что администрировать инфраструктуру самостоятельно у них не всегда хватает компетенций, к тому же это дороже и требует времени. Корпоративные клиенты предпочитают сосредоточиться на развитии собственного бизнеса. Но ответственность за инфраструктуру клиента готов взять на себя не каждый провайдер. Ведь придется настраивать и администрировать не только свое облако, но и приватное облако клиента. К этому готовы не все.

Для нашего потребителя, если он приходит к нам за традиционной услугой, самое важное — это стоимость услуги и качественная круглосуточная техподдержка. Если же клиент заинтересован в приобретении облачных решений, то это априори подразумевает передачу администрирования облака на аутсорсинг, потому что технически это слишком сложная услуга. Поэтому здесь заказчик будет обращать внимание на то, насколько провайдер понимает специфику конкретных задач, хватит ли его компетенций выполнить ТЗ и соблюсти SLA (соглашение о качестве оказываемых услуг).

В эпоху тотальной автоматизации процессов конкурентным преимуществом провайдера может стать и человеческий подход к каждому клиенту: заказчик хочет, чтобы специфика его работы и потребности были не формально учтены, а действительно имели значение для хостера при предоставлении ему услуг. Важно общаться с клиентом с глазу на глаз.

PC Week: Каковы различия в специфике хостинга в России, Европе, США и Азиатско-Тихоокеанском регионе?

М. Х.: Клиенты зачастую предпочитают российской площадке европейские дата-центры, потому что боятся хранить данные в России. И не без основания. Российское законодательство дает право сотрудникам правоохранительных органов без предупреждения приходить к хостеру и изымать клиентские серверы на экспертизу, которая может длиться не один месяц. Несложно догадаться, что, если бизнес клиента зависит от работы его ИТ-инфраструктуры, это может привести к фатальным последствиям.

Спецификой российской правоприменительной практики пользуются недобросовестные граждане. Например, ваши конкуренты могут сообщить в полицию, что вы храните на серверах информацию, запрещенную на территории России, — и это станет поводом для проверки. К сожалению, хостер никак не может в этом случае вас обезопасить. Поэтому, что касается юридических тонкостей, европейские площадки для российских бизнесменов намного более привлекательны.

Но с принятием закона о персональных данных ситуация усложнилась, — российский бизнес не может хранить и обрабатывать персональные данные граждан России за границей. Равно как и иностранные компании обязаны перенести часть мощностей в Россию, если они работают на нашем рынке.

Зато российский хостер может пользоваться всеми преимуществами удачного географического расположения. Наш климат позволяет использовать фрикулинг, потому что среднегодовая температура в России достаточно низкая (ниже +130С).

Если говорить о закупке оборудования, то российскому хостеру оно обходится дороже, чем нашим западным коллегам. Равно как и электричество, хотя, надо отметить, что в России оно сравнительно дешевое.

К тому же у нас мощная советская инженерная школа, а вопрос качества услуг техподдержки и администрирования серверов и сервисов, как мы знаем, — не последний.

Что касается нас, то на территории ЕС у нас широкая партнерская сеть. Мы учли преимущества российских и европейских хостеров и в качестве стратегического партнера выбрали чешского хостинг-провайдера Host-Telecom. В Чехии дешевое электричество (благодаря АЭС), есть компетентные кадры (возвращаясь все к той же советской инженерной школе) и точки обмена трафиком — Прага, Франкфурт, Амстердам, плюс благоприятные климатические условия также позволяют использовать фрикулинг. В целом, Чехия обладает теми же преимуществами, что и Россия, однако есть между нами кардинальное различие (и не в пользу России, как вы понимаете) — способы взаимодействия хостера с правоохранительными органами. В Чехии законодательство более лояльное: никто не сможет забрать клиентские серверы без решения чешского суда. Поэтому мы считаем, что идеальный хостер в Европе — это чешский хостер.

А вот, к примеру, в Германии провайдер обязан знать, какую информацию клиент хранит на сервере. Если на пользователя поступает жалоба, провайдер без суда и следствия просто отключает сервер.

В США рождается множество инноваций, поэтому технических сложностей у американских хостеров, как правило, не возникает, но у них другая проблема — американская техподдержка оставляет желать лучшего.

Идеальными странами для хостинга в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются Сингапур и Гонконг. У них своя юрисдикция, они в меру инновационны и обеспечивают необходимый своим клиентам уровень безопасности. Они ориентированы на свой, местный рынок, и, насколько мне известно, отлично справляются со своими обязанностями.

PC Week: Чего не хватает российскому хостеру для роста — людей, клиентов, капитала, процессов и практик, технологий, мощных подключений к электросистеме?

М. Х.: Сейчас для роста хватает всего, поэтому все российские хостеры в большей или меньшей степени растут. С развитием облаков хостинг-компании занялись разработкой своих уникальных предложений, соответственно, у каждого провайдера появились свои акценты. Например, у нас это — желание и возможность помочь корпоративным клиентам (не ИТ-компаниям) оптимизировать их бизнес-процессы и повысить безопасность инфраструктуры за счет внедрения сценариев восстановления после сбоев без привязки к конкретным западным вендорам, на основе решений с открытым кодом.

Наша компания заключила партнерское соглашение с российским DR-стартапом Hystaх, в рамках которого инженеры двух компаний разработали уникальный сервис восстановления данных после сбоев на базе продуктов с открытым кодом. Эта услуга пользуется спросом среди корпоративных клиентов, которые в качестве платформы виртуализации используют продукт VMware vSphere и осознают необходимость приобретения резервной площадки, но не готовы повторно платить за лицензии вендора. В этом случае мы можем предложить им наш сервис: в случае аварии на основной инфраструктуре они смогут развернуть свои бэкапы в облаке на OpenStack.

Мы изучаем инфраструктуру клиента и создаем совместно со специалистами компании индивидуальный план Disaster Recovery. После этого на основную площадку ставим так называемые «агенты» — это линуксовые виртуальные машины, которые исследуют клиентские «виртуалки» вокруг себя, считывают с них всю информацию и передают в хранилище. Здесь в сжатом виде данные и хранятся. Репликация повторяется с заданной периодичностью. В случае выхода из строя основной инфраструктуры клиент просто нажимает в своем интерфейсе на кнопку «Восстановить», и из хранилища бэкапы разворачиваются на резервной площадке — в облаке.

Таким образом, у клиента есть возможность протестировать облако на OpenStack. Некоторые пользователи в процессе эксплуатации резервной площадки понимают, что по производительности она ничем не уступает привычному им VMware, зато лицензионных отчислений делать не надо. Для них следующим шагом становится полная миграция виртуальной инфраструктуры на OpenStack.

Что касается технических аспектов миграции, то мы как сервис-провайдер берем на себя ответственность за переезд.

PC Week: Кто типовые клиенты российского хостера?

М. Х.: Анализируя собственную клиентскую базу, мы можем сказать, что традиционные хостинг-услуги интересны физическим лицам и малому бизнесу. Если речь об облачных решениях — не ИТ-компании (строительство, ритейл, логистика и т. д.) уровня энтерпрайз.

PC Week: Кто типовые партнеры облачного провайдера?

М. Х.: У нас два типа партнеров — технологические и коммерческие. Первые помогают нам развиваться, расширять пакет сервисов. Вторые заинтересованы в предложении наших услуг своим клиентам. Например, благодаря уже упомянутому выше партнерству с Hystax мы вывели на рынок DRaaS и услугу миграции с VMware на OpenStack. Другой технологический партнер — чешский хостинг-провайдер — помогает нам предоставлять услуги более высокой доступности, обеспечивая резервный ЦОД, а также удовлетворять спрос на хранение данных за рубежом.

PC Week: А кто ваши основные поставщики? Есть ли собственные разработки?

М. Х.: Мы используем Supermicro. На наш взгляд, это оптимальная платформа по соотношению надежность/производительность/цена.

Если говорить о классических хостинг-услугах, в России популярны продукты ISPsystem. Так сложилось исторически, потому что в недалеком прошлом стоимость продукта имела первоочередное значение, и продукты ISPsystem отвечали возможностям клиента. Качество при этом, разумеется, страдало.

Сегодня дело обстоит несколько иначе. По мере приближения цен на продукты ISPsystem к мировым лидерам, российские провайдеры все больше обращают внимание на разработки американских и европейских поставщиков ПО.

PC Week: Каковы основные риски перехода предприятия в облако?

М. Х.: Главный риск — это недостаток компетенций и знаний, ведь облако представляет собой сложный продукт, в котором нужно учесть много нюансов текущей инфраструктуры организации. Например, наша компания при переводе клиента в облако делает предварительный аудит, а после перевода проводит тестирование. Если все работает исправно и клиент доволен, мы начинаем переносить данные на облачную площадку. Это важно: мы не просто предоставляем клиенту ресурсы, мы помогаем ему мигрировать. Причем, происходит это с минимальным даунтаймом.

При таком подходе возможны лишь небольшие накладки, которые компенсируются предоставлением бесплатных дополнительных услуг на основе SLA. Для крупных клиентов это может быть и компенсация «живыми деньгами», но для квалифицированного поставщика услуг это минимальный риск.

НеИТ-компаниям сложно получить в команду классных DevOps-инженеров, архитекторов и других дефицитных специалистов. Их амбиции, как правило, выходят за пределы задач, которые могут предложить представители традиционного бизнеса.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)