Лавинообразный переход ИТ на облачные сервисы, массовый перенос в облако критически важных документов стимулирует такой же спрос на системы резервного копирования/восстановления данных, хранящихся в Office 365, Google G Suite и других облачных платформах. Корпоративным пользователям необходимо обеспечить адекватную защиту своих данных независимо от их местонахождения, а эти данные сегодня могут находиться и на земле, и в облаке. Логичным выглядит и ориентация на применение для этих целей облачных систем резервного копирования — работающих в публичном или частном облаке и копирующих данные заказчика напрямую из облака основного хранения в облако провайдера сервиса бэкапа, без передачи информации через землю. По данным консультационной компании Markets&Markets, объем мирового рынка облачных систем резервного копирования вырастет с 1,3 млрд. долл. в 2017 г. до 4,13 млрд. долл. в 2022-м. И это при том, что облачные вендоры предлагают, как правило, системы восстановления данных в составе своих основных сервисов.

Спрос на облачные системы резервного копирования во всем мире растет благодаря постоянному увеличению объема данных, хранимых в облаках; более низкой стоимости и более высокой эффективности облачных операций копирования/восстановления по сравнению с наземными средствами; устойчивому повсеместному тренду распространения парадигмы SaaS. Среди других преимущества облачного бэкапа: повышенная масштабируемость, более низкие расходы на инфраструктуру, ускоренное развертывание и сокращение потерь бизнеса из-за простоев по вине ИТ.

Лидирующее положение на рынке сохраняют системы бэкапа, размещенные в публичных облаках. Основные проблемы, которые встречают пользователи при переходе на облачные средства бэкапа: ограниченная пропускная способность каналов связи, трудности в соблюдении требований регуляторов и растущие требования к контролю доступа и управлению данными.

По данным Markets&Markets, основные поставщики облачных систем резервного копирования: Acronis (Швейцария), Asigra (Канада), Barracuda Networks (США), Carbonite (США), Code42 Software (США), Datto (США), Druva Software (США), International Business Machines (США), Iron Mountain (США) и Veeam Software (Швейцария). К ним можно добавить еще американские компании Skykick и StorageCraft.

В чем же причина такого сильного спроса на облачные сервисы резервного копирования? Сравним на примере встроенных возможностей восстановления данных, предлагаемых Office 365 и специализированной системой резервного копирования в облако:

  • Гарантированное восстановление в случае повреждений в результате ошибок персонала (это наиболее распространенная причина потери информации) и системных сбоев. Обеспечивается и в том, и в другом случае.
  • Период восстановления данных. Разный, у специализированных инструментов, как правило, нет ограничений по времени хранения.
  • Объем резервной копии. Аналогично, у большинства инструментов независимых поставщиков нет ограничений по объему создаваемой резервной копии.
  • Хранение резервной копии отдельно от основного массива данных. Специализированные инструменты используют свое собственное облако для хранения резервных копий.
  • В случае необходимости — поиск и быстрое восстановление нужных данных в нужном формате. Вендор восстанавливает данные силами своей техподдержки после обращения клиента, специализированный инструмент предоставляет заказчику доступ к его сохраненным данным и дает ему возможность самому найти в архиве необходимую информацию по системе фильтров и восстановить ее.

При этом компании по-разному решают задачу копирования. Microsoft постоянно поддерживает актуальность данных заказчиков в нескольких удаленных друг от друга ЦОДах одновременно с помощью технологии мгновенной репликации. Независимые поставщики один раз создают копию всех документов и сообщений из Оffice 365 и затем инкрементально обновляют ее несколько раз в сутки незаметно для пользователей. При таком подходе нет никаких окон бэкапа, копирование «облако-облако» происходит достаточно быстро. Оправдывают ли эти плюсы специализированных средств их цену — каждый клиент решает самостоятельно. Сюда по росту рынка — в основном оправдывают.

Идем ли мы своим путем?

А как обстоит дело в России с облачным бэкапом? По нашему пятилетнему опыту работы с облаками, спрос на облачные сервисы Google и Microsoft в России продолжает быстро расти (особенно на сервисы Microsoft и особенно в СМБ), а вот запросов на облачные системы бэкапа при этом практически нет — ни от потенциальных, ни от уже существующих пользователей Office 365 и G Suite. Даже у ИТ-менеджеров, уже использующих облачные сервисы и понимающих преимущества специализированного облачного бэкапа, эта задача не является топ-приоритетом.

С чем это связано? Ведь никто не отрицает необходимость применения резервного копирования вообще, эпидемия вирусов-шифровальщиков снова это подтвердила. Достаточно возможностей восстановления, предлагаемых провайдерами облачных сервисов? Высокая степень доверия к степени надежности хранения данных, декларируемой вендорами? Недостаток средств у ИТ, постоянно уходящих на более важные задачи? Или гром не грянет — мужик не перекрестится? В практике нашей компании был случай, когда финансовый директор нашего крупнейшего облачного заказчика по какой-то причине потерял доступ к своему почтовому ящику. Восстановление ящика стандартными средствами через обращение в поддержку провайдера заняло около шести часов. Это были шесть часов кошмара для ИТ-отдела, они получали гневные звонки от всех своих топ-менеджеров каждые 15 секунд с самыми разнообразными комментариями и обещаниями. Но даже эта история не заставила заказчика, уже изучавшего до этого варианты облачного бэкапа, принять решение о внедрении специализированного сервиса. Может быть, просто рынок облачных сервисов в России еще недостаточно зрелый и пользователи не готовы платить за дополнительные возможности?

Автор статьи — к.э.н., генеральный директор «АЛВ Груп».

Версия для печати (без изображений)