Миграция в облака является частью многих планов трансформации. Но она способна вызывать расходы, которых, как показал опрос экспертов на портале InformationWeek, можно избежать.

Стремление предприятий наиболее полно использовать возможности облачной архитектуры и сервисов побудила некоторых экспертов выступить с предупреждениями, что значительная часть направляемых на это средств может быть потрачена впустую. По некоторым оценкам, в 2019 г. в мире на облака будет потрачено 206 млрд. долл.

В этой связи соучредитель компании Cloudability и ее главный менеджер по Европе, Ближнему Востоку и Африке Дж. Р. Стормент предлагает способы сдерживания безудержного роста затрат. Одним из факторов, считает он, является изменение зон ответственности на некоторых предприятиях по мере того, как приобретают очертания новые стратегии, основанные на использовании облаков. «Обычно существует пропасть между инженерами, которые не приучены думать о расходах, но развертывают требующие затрат ресурсы, и финансовыми работниками, которые считают, что могут прогнозировать бюджет, а в действительности теперь не в состоянии это делать», — отметил Стормент.

Где начинается перерасход средств на облака

Cloudability выпускает программные решения для управления затратами на IaaS от Amazon Web Services, Microsoft Azure и Google Cloud. Стормент говорит, что перерасход средств на облака возникает по различным причинам. Предприятие может автоматически масштабировать ресурс, а затем забыть об этом и использовать его в течение нескольких дней или даже недель, продолжая вносить ненужные изменения. Даже если предприятие помнит о запущенных облачных ресурсах, излишние расходы могут возникнуть из-за подписки на сервисы сверх необходимого их количества. Сочетание самообслуживания, масштабируемого облака, гибкой методологии DevOps, структуры как кода и вынесенных на периферию вычислений в значительной мере подорвали традиционный процесс закупки.

«Традиционная закупка была силой, удерживающей от скупки технологий», — сказал Стормент. В тот период капитальные затраты концентрировались в ЦОДах. Сочетание облаков с DevOps на некоторых предприятиях послужило сигналом, что инженеры могут покупать все, что захотят, и тратить деньги любым способом, каким пожелают.

Преимущество такой свободы в том, что предприятия могут быстро масштабировать новые сервисы, быстрее осуществлять нововведения и выходить с ними на рынок. Но при этом снижается контроль или сокращаются возможности руководителей и служб финансирования закупок понимать происходящее. Затраты могут выйти из-под контроля из-за накапливающихся со временем очень простых действий. «Обычно все начинается с некой разработки или ознакомительного изучения», — пояснил Стормент. После запуска первых систем расходы на облака возрастают, но остаются небольшими по сравнению с общими расходами на ИТ и ЦОДы. В конечном итоге эти расходы превышают некий порог, после чего на них обращает внимание руководство. Они могут даже отразиться на прибыли.

Роль спроса в облачной стратегии

Показатель избыточности расходов может быть связан с тем, как используются или не используются ИТ. 11 февраля фирма Pendo, разработчик SaaS-платформы и решения для тестирования облачных продуктов, выпустила отчет State of Product Leadership, в котором анализируются использование ПО на предприятиях и другие тенденции.

«Около 80% функций приложений используются редко, если вообще используются», — сообщил руководитель службы маркетинга Pendo Джейк Сорофмен. По оценке авторов отчета, 29 млрд. долл. в год расходуется на ПО впустую.

Специалисты по данным из Pendo обнаружили, что многие функции не используются, потому что не представляют ценности для конечных пользователей. Отчасти это связано с тем, что менеджеры по продуктам определяют приоритетность функций, руководствуясь интуицией. «Иногда функции предоставляются без четкого понимания, что нужно пользователям», — отметил Сорофмен. Быстрый выпуск продуктов также может приводить к тому, что функции будут погребены одна под другой и конечный пользователь даже не узнает о существовании некоторых из них.

Облако — не враг

Несмотря на указанные трудности, невозможно отрицать важность облачной архитектуры и сервисов, сказал глобальный руководитель технологических альянсов компании Tata Consultancy Services Брий Гупта. Компании хотят инвестировать в рост бизнеса и создают свою архитектуру нового поколения, которая поможет достичь этой цели. Например, предприятия, работающие в нескольких часовых поясах, нуждаются в архитектуре, поддерживающей взаимодействие в реальном времени. «Облака играют здесь важную роль», — отметил Гупта. Расширяющееся использование мобильных устройств и «умных» домов побуждает многие компании инвестировать в облака.

Иногда полезно признать неудачу

Быстрота изменений и богатый набор доступных сервисов вызывают некоторую растерянность у инвестирующих в облака, считает Герри Смит, генеральный директор Densify, сервиса предсказательной аналитики для оптимизации гибридных облаков. «Люди не знают точно, что купить, — пояснил он. — Они не знают, что многое из используемого ими модифицировано».

Традиционно управление инфраструктурой рассматривалось как нечто обособленное от приложений. Теперь, когда инфраструктура доступна в облаках, появились надежды на дополнительную гибкость. Предприятиям нужно погружаться во все это не спеша и следуя долговременному плану. Некоторые приложения лучше сохранить на время на своей площадке, а в будущем модифицировать перед переносом в облака. «Стремление быть на переднем крае, перенося все подряд в облака, является ошибочным», — считает Смит.

Версия для печати (без изображений)