Цифровизация сегодня охватывает все сферы бизнеса. Однако есть компании, вся деятельность которых неразрывно связана со сбором и обработкой информации. Такова, в частности, «Технологическая компания «Центр», входящая в холдинг S8 Capital. Компания является распространителем всех государственных лотерей, проводимых в нашей стране, объединенных под брендом «Столото». Используемые ею информационные системы во многом базируются на платформе Oracle, поддерживаемой российским партнером корпорации — компанией «ФОРС — Центр разработки» (ГК ФОРС), они развернуты как в локальном дата-центре, так и в публичных облаках. Об особенностях ее ИТ-инфраструктуры мы беседуем с руководителем ИТ-дирекции «Технологическая компания «Центр» Федором Бочаровым и директором департамента системной интеграции компании «ФОРС — Центр разработки» Дмитрием Бибичевым.

В чем состоит деятельность вашей компании?

Федор Бочаров: Основная сфера нашей деятельности — это распространение государственных лотерей РФ. Специфика бизнеса такова, что ИТ-департамент является ключевой экспертизой, обеспечивающей эффективную работу компании. Достаточно сказать, что в штате нашего ИТ-департамента более 600 специалистов. Это самое крупное подразделение компании. Хотел бы подчеркнуть, что лотереи, технической реализацией которых мы занимаемся, проводятся государством. Организаторами являются Министерство спорта и Министерство финансов РФ. Поэтому и контроль за нашей работой соответствующий, а требования к информационной безопасности и бесперебойности процессов максимально высокие.

Какие бизнес-процессы поддерживаются вашей ИС, кто ее создает и развивает?

Федор Бочаров: Всего для поддержки деятельности компании используется 75 разработанных нами продуктов, которые задействуются в тех или иных бизнес-процессах. Для конечных потребителей, участников лотерей, эти процессы выглядят очень просто, но их реализация накладывает на информационную систему весьма жесткие требования. Расскажу на примере так называемых «быстрых» лотерей: «Рапидо», «Кено», «Джокер», «Дуэль». Люди, находясь в любой точке России, могут участвовать в лотереях по многим каналам через разные терминалы (фронтальные приложения). После покупки билета и идентификации посредством, скажем, мобильного номера участника соответствующие данные поступают в центральную процессинговую систему. Эта система развернута в географически распределенном ЦОДе, характеризуется высокой доступностью и надежностью, способна обрабатывать до 800 бизнес-транзакций в секунду, одновременно обслуживая процессы регистрации покупки каждого билета, прекращения в заранее заданный момент времени приема заявок на участие в тираже, фиксации всех заявок на участие, расчет и формирование призового фонда, регистрацию выплаты выигрыша.

Затем на выделенном защищенном компьютере, сертифицированном ФСТЭК, с помощью генератора истинно случайных чисел проводится тираж, и его результаты по защищенному каналу передаются в процессинговую систему. Там происходит расчет распределения призового фонда посредством двух модулей, созданных разными разработчиками, которые решают одну и ту же задачу: по довольно сложному алгоритму рассчитывают денежный выигрыш для каждого билета, участвующего в тираже. Результаты работы обеих программ должны быть идентичными. В так называемых «медленных» играх, которые проводятся с ТВ-трансляцией или трансляцией в сети интернет, процедуры и оборудование немного отличаются, но в целом процесс остается тем же. Наша компания занимается не только распространением лотерей, но и выплатой выигрышей. Мелкие суммы выдаются сразу же в точках продаж, а крупные — после предварительной проверки. Поскольку люди интенсивно покупают билеты непосредственно перед тиражом и проверяют результаты вслед за ним, нагрузка на наши системы в такие часы носит пиковый характер.

Хотел бы отметить, что периодически система проходит внешний аудит, призванный подтвердить корректность всех проводимых операций и соблюдение законодательства по защите персональных данных. Кроме того, в Министерстве спорта и Министерстве финансов, которые являются организаторами лотерей, функционирует своя система, она в реальном времени осуществляет полный контроль всех процессов и проверяет результаты тиражей.

Дмитрий Бибичев: Лотерейный бизнес клиенториентирован так же, как ритейл, банки и телеком, поэтому под эффективностью здесь понимают не только снижение затрат на ИТ, но и целенаправленную работу по расширению клиентской базы, ее сегментации и выдаче персонализированных маркетинговых предложений. Это тем более важно, что каналы продаж у Столото включают не только офлайн-, но и онлайн-продвижение.

Участвует ли «Технологическая компания «Центр» в разработке и поддержке ИТ-сервисов, применяемых другими компаниями холдинга S8 Capital?

Федор Бочаров: Серьезная экспертиза в ИТ позволила холдингу S8 Capital создать мультифункциональную цифровую платформу, которая обслуживает крупные действующие бизнесы и является основой для развития новых направлений. Согласно стратегии холдинга, утвержденной акционером Арменом Меружановичем Саркисяном, все бизнесы, работающие в разных сферах экономики, объединены в единую цифровую экосистему.

Используются ли облачные решения? В чем выражается экономический эффект от облаков для вашей компании?

Федор Бочаров: Используются, причем очень активно. Один из примеров — популярная игра «Русское лото». Билеты этой лотереи помимо нашей собственной сети распространяются многими партнерами компании: «Почтой России», «Пятерочкой», «Связным», «Билайном» и другими. Крайне важно, чтобы к моменту начала розыгрыша на ТВ в системе были сведения обо всех проданных и не проданных билетах этого тиража. Эту информацию по онлайновым каналам вводят все распространители, причем делают они это непосредственно перед началом игры, что создает колоссальную пиковую нагрузку. Мы пробовали решить эту проблему разными способами, но поскольку там нет персональных данных, самым эффективным на сегодня оказался перенос сервиса в облако.

У нас планируется еще одна сфера применения облачных сервисов. За время своей деятельности компания собрала огромный массив данных о клиентах, который позволяет их сегментировать и осуществлять на этой основе целевой маркетинг. До сих пор мы делали это в своем ЦОДе в приложении компании SAS для автоматизации маркетинга, которое использует СУБД Oracle. Но задача эта ресурсоемкая и создает серьезную нагрузку на нашу инфраструктуру. Вследствие роста объема накопленных данных о клиентах затраты на систему постоянно увеличиваются. Компания «ФОРС — Центр разработки» порекомендовала нам с целью их снижения вынести это приложение в публичное облако Oracle Cloud. В настоящее время мы проводим пилотные исследования подобной конфигурации, которые в целом свидетельствуют о существенном потенциале снижения расходов. Дело в том, что по предварительным оценкам стоимость сопровождения автономной версии СУБД Oracle в облаке в терминах TCO существенно ниже наших нынешних затрат: нам можно существенно снизить количество дорогостоящих специалистов, сопровождающих решение. Компания всерьез рассматривает возможность переноса маркетинговых приложений в облако уже в 2020 году.

Дмитрий Бибичев: Специфика автономной базы данных Oracle Autonomous Database в том, что она благодаря использованию технологий искусственного интеллекта является во многом самообслуживаемой, самообновляемой и самовосстанавливающейся, а потому требует для своей поддержки меньших финансовых и трудовых затрат.

Федор Бочаров: Главным препятствием на пути перехода в облако является закон о защите персональных данных, но ФОРС — Центр разработки помог нам найти подходы к разделению информации, выносимой в облако, оставив персональные данные в защищенном ЦОДе на территории России.

В какой степени ваша ИТ-инфраструктура (облачная и он-премисная) опирается на технологии и продукты компании Oracle? Пользовались ли вы прежде облачными услугами Oracle Cloud?

Федор Бочаров: Раньше мы подобными облачными сервисами не пользовались, это наш первый опыт. Транзакционная процессинговая система, развернутая в нашем ЦОДе, имеет в своем составе СУБД Oracle, но переносить ее в облако мы пока не планируем.

Дмитрий Бибичев: Сейчас совместно с «Технологической компанией «Центр» мы проверяем возможность мониторинга процессинговой СУБД, функционирующей в российском ЦОДе, с использованием облачного сервиса Oracle Management Cloud. Для этого в публичное облако Oracle планируется выгружать техническую информацию о функционировании СУБД, лог-файлы, которые будут анализироваться и в консолидированном виде выдаваться на те или иные дэшборды. Объемы такой сырой технической информации очень велики: процессинговая СУБД «Технологической компании «Центр» в пиковые периоды генерирует до 30 Тб логов в час. Как нам представляется, было бы разумно разгрузить он-премисную инфраструктуру от столь ресурсоемких задач. А также немаловажно, что использование самых современных алгоритмов Oracle позволяет от инцидентного подхода к управлению ИТ-инфраструктурой перейти к проактивному.

Как давно «Технологическая компания «Центр» сотрудничает с ФОРС? В чем это выражается?

Федор Бочаров: Наше сотрудничество началось в начале 2018 г. ФОРС осуществляет техническую поддержку первой линии всех наших систем Oracle на русском языке в рамках лицензии, которая позволяет нам широко варьировать объемы используемых вычислительных, дисковых и иных ресурсов СУБД на весьма выгодных финансовых условиях.

Дмитрий Бибичев: Тогда же началось наше общение в отношении перспектив использования для отдельных задач «Технологической компании «Центр» облачных технологий Oracle, вылившееся в те совместные пилотные проекты, о которых мы уже здесь рассказали и в которых в полной мере используется экспертиза наших специалистов. Имея важный для России статус Oracle Cloud Managed Service Provider, ФОРС — Центр разработки видит в «Технологической компании «Центр» очень перспективного референсного клиента, пример которого поможет другим отечественным компаниям найти оптимальные с точки зрения бизнеса пути использования облачных сервисов.

Одно из провозглашаемых преимуществ облачной бизнес-модели — оплата конкретных услуг по мере их потребления. Почему «Технологическая компания «Центр» выбрала модель Oracle Universal Credits, которая, судя по всему, предполагает фиксированные ежемесячные платежи независимо от объема потребляемых ресурсов?

Федор Бочаров: Это не так. Universal Credits — просто удобный способ оплаты за услугу, точный состав которой заранее не известен. Мы кладем определенную сумму на счет Universal Credits в рублях, она там трансформируется в условные единицы (Credits), и затем потребляемые нами облачные сервисы в зависимости от их состава и объема оплачиваются с этого счета. Подобная модель удобна, а кроме того, благодаря предоставляемым скидкам выгодна в финансовом отношении.

Самоуправляемые и самоподдерживающиеся системы — относительно свежий тренд в ИТ. Одно из выражений этого тренда — выпуск корпорацией Oracle так называемой автономной СУБД. Каковы преимущества подобных автономных систем в самом широком смысле? Какое влияние они могут оказать на ИТ-отрасль в целом и на деятельность вашей компании?

Федор Бочаров: Обычно создание витрин данных отнимает немало ИТ-ресурсов: администраторы баз данных занимаются разработкой, развертыванием, настройкой хранилищ данных и обеспечением их информационной безопасности. Возможность оперативно создать самоуправляемое хранилище данных значительно упрощает получение ценных результатов бизнес-аналитики, и главное — позволяет получить их быстрее, чем когда-либо ранее. Результаты использования Oracle Autonomous Data Warehouse Cloud превзошли наши ожидания. Например, для отдельных SQL-запросов скорость работы увеличилась в 20 раз при том, что никакая оптимизация не проводилась.

Дмитрий Бибичев: Автономные базы данных — это принципиально новое направление в области СУБД, когда мощность и эластичность сочетаются с простотой создания решений и их эксплуатации. Эта категория технологий создана Oracle. Наиболее трудоёмкие задачи они выполняют за администратора, и в этом их главное достоинство. Автономная база данных Oracle соответствует трем основным принципам: самоуправляемость, самозащита и самовосстановление. При этом она работает в облачной инфраструктуре Oracle Cloud, так как эта инфраструктура обеспечивает ИТ-ресурсы, быстрое развертывание, бэкап и патчирование. Конечно, это кардинально меняет подход к решению бизнес-задач, делать всё становится проще, быстрее и дешевле. Надеемся, что компания «Столото» сможет убедиться в этом на практике, получив одной из первых на рынке все преимущества использования автономной базы данных Oracle.

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

Другие спецпроекты

Версия для печати (без изображений)