Прежде чем погружаться в глубины интегрированной облачной архитектуры, следует понять, с какими трудностями предстоит столкнуться, пишет учредитель и генеральный директор Corridor Company Расс Эделмен на портале InformationWeek.

Быстрая миграция в облака только ускоряется, поскольку организации, от малых до крупных, осознают преимущества облаков и адаптируются к новой парадигме безопасности, производительности и масштабируемости. Зачем на фоне таких достижений и успехов (а также провалов) вводить в оборот еще один облачный термин «интегрированная облачная архитектура» (integrated cloud architecture, ICA)?

Ответ следующий: необходимо показать, как организации агрессивно смешивают несколько облачных платформ для создания оркестрированного набора сервисов, использующих сильные стороны каждой сервисной/облачной платформы.

Определение ICA

ICA строится на двух принципах. Во-первых, каждая интегрированная облачная платформа предоставляет богатый набор мощных возможностей для обслуживания одной или нескольких бизнес-функций. Они могут работать независимо друг от друга, не нуждаясь в интеграции с другими облачными платформами. Но при грамотной интеграции результат больше простой суммы возможностей. Такие возможности либо уникальны для каждой облачной платформы (например, сервисы хранения, механизмы организации потоков работ, интеграции данных и соблюдения правил), либо являются общими для нескольких платформ (например, поддержка единого входа и стандартных веб-сервисов). Во-вторых, обслуживание пользователя может производиться двумя различными способами, которые не являются взаимоисключающими. Платформы могут предоставлять собственный интерфейс, чтобы пользователь продолжал работать в привычной среде, но при этом извлекать контент из других платформ. Для оптимизации и унификации обслуживания на нескольких платформах может создаваться специализированный «объединяющий» интерфейс.

Тенденции, заслуживающие внимания

При анализе других тенденций следует выделить несколько заслуживающих внимания по той причине, что их можно сравнивать с ICA:

  • системы без пользовательского интерфейса (headless systems), а точнее, корпоративные headless-системы управления контентом (ECM) в некоторых отношениях представляют аналог ICA, однако функции последних шире. Если термин headless-системы относится в основном к системам ECM, которые используются в качестве недоступного для клиентов внутреннего репозитория, то ICA предоставляет более широкие и разнообразные возможности, которые из-за отсутствия соответствующего термина не привлекали внимания. Отсюда необходимость в формальном термине и более широком отраслевом признании;
  • инициатива Open Data Initiative (ODI) была учреждена Microsoft, Adobe and SAP. Ее целью является управление данными на платформах всех трех учредителей. Эффективность должна стать выше, чем при использовании каждой платформы в отдельности. Это хорошо согласуется с ICA, поскольку последняя осуществляет управление общими данными, затем доставляет их на соответствующую (привычную) платформу;
  • инициативы Salesforce.com Customer 360 и Microsoft Common Data Service (CDS), осуществляемые в настоящее время, имеют некоторое сходство. Основное требование обеих инициатив — общая структура данных, которая будет использоваться пакетами продуктов и платформами компании-инициатора. Например, CDS позволит создавать общее хранилище данных для Office 365, Dynamics 365, мобильных и веб-приложений. Customer 360 сделает возможным общую структуру данных для продаж, сотрудничества, маркетинга и всех прочих аспектов Salesforce. Обе корпорации будут стремиться обеспечить установление улучшенной связи с данными систем других производителей для упрощения интеграции. Что касается ICA, то эти инициативы, согласующиеся с ODI, создают уровень установления связи между данными и интеграции данных, который позволит повысить качество обслуживания по сравнению с привычным.

Реальный пример

В качестве трех репрезентативных платформ возьмем Salesforce (система CRM), Office 365 (платформа организации сотрудничества и управления контентом) и Workday (система ERP). При таком сценарии каждая облачная платформа будет обслуживать все сообщества пользователей организации и предоставлять каждой группе привычное для нее качество обслуживания, обеспечивая ей прямой доступ к облачной платформе. Сотрудники отделов продаж станут использовать Salesforce, финансисты — Workday, а более широкое бизнес-сообщество сможет организовать сотрудничество и обмен информацией с помощью Office 365.

Однако руководству организации может потребоваться особое привычное обслуживание, объединяющее контент из всех трех источников. В этом случае может быть создан специальный интерфейс. Он будет включать высокоуровневую диаграмму ключевых показателей конвейера продаж (Salesforce) в сочетании со списком 20 основных поставщиков (Workday) и данными о последних маркетинговых компаниях (Office 365). Все это будет гармонично объединено.

Вечеринка веб-сервисов

Относится ли все сказанное только к веб-сервисам? Если ответить кратко, то нет, хотя отчасти да. Да в том смысле, что технически веб-сервисы на базе REST используются для регулярного обмена информацией между облачными платформами. Нет, поскольку данные могут передаваться между облачными платформами с помощью веб-сервисов, но истинная мощь ICA проявляется в использовании широкого набора возможностей, предоставляемого каждой платформой.

Например, при использовании сочетания Salesforce, Office 365 и Workday доступен обширный набор сервисов. Salesforce может использоваться для создания записей об открывающихся возможностях, управления ими и их передачи по инстанциям, отслеживания важнейших звонков и переписки. Office 365 позволяет создать мощную платформу организации сотрудничества. Каждый сотрудник и партнер компании сможет осуществлять защищенный контроль версий документов маркетинговых кампаний и бюджетных прогнозов. Наконец, Workday составляет финансовые отчеты по дебиторской и кредиторской задолженности и осуществляет управление складскими запасами.

Важно отметить, что данная парадигма предусматривает не просто обмен информацией между веб-сервисами. Здесь используются лучшие в своем классе возможности каждого продукта и каждой платформы. Обмен информацией между облачными платформами может осуществляться синхронно, асинхронно, по расписанию и/или при наступлении определенных событий. Более того, поддержка контрольных журналов и отката на случай повреждения данных должны учитываться как дополнительное достоинство при разработке компанией стратегии ICA.

Если будет создан объединяющий интерфейс для руководителей, можно будет получать централизованный доступ к контенту различных облачных платформ. Вероятно, появится возможность визуального представления процесса сбора информации. Более важно, что основные действия позволят руководству оставаться вовлеченным и заинтересованным и принимать оптимальные решения. Следует также отметить, что в качестве объединяющих интерфейсов могут использоваться как коммерческие инструменты интеграции, которые агрегируют информацию из различных источников, так и уникальные инструменты собственной разработки, в наибольшей степени отвечающие потребностям конкретной организации. Часто они требуют бóльших затрат, которые, впрочем, окупаются их полезностью.

На старт, внимание.., выдерживаем паузу

Прежде чем с головой окунуться в ICA, важно понять, с какими трудностями предстоит столкнуться, поскольку данная архитектура требует концентрации усилий. В частности, подключение к различным облачным платформам с последующим использованием их «глубокой» функциональности представляет собой трудность, которую не следует недооценивать. Для ее преодоления требуются планирование, множество итераций, ряд неудач, но в конечном итоге вас ждет большой приз. При работе с различными группами специалистов по ИТ и бизнесу, которые иногда могут быть чувствительны к политике (или враждебны), рекомендуется всегда сохранять ясность. В начале это может оказаться не для слабонервных, поскольку в случае успеха должен быть достигнут повышенный уровень стабильности и оркестрирования. Если имеется экономически жизнеспособное агрегированное решение и оно имеет смысл с точки зрения «умного» бизнеса и в техническом отношении, то оно часто позволяет добиться ускорения, стабильности и снижения риска.

А теперь — марш!

Как и при осуществлении других проектов, предназначенных для работающих со знаниями, следует привлечь всех заинтересованных лиц, включая спонсоров, бизнес-пользователей и ИТ-специалистов, собрать все пожелания, расположить их по приоритетности и сопоставить. Необходимо регулярно проводить проверку обмена данными и способов их восстановления, чтобы быть уверенным в ICA. Этот процесс потребует координации и множества итераций, а также знакомства с теми людьми, которые к вам присоединятся во время этой работы.

Версия для печати (без изображений)