Открывая ежегодную конференцию Hewlett Packard Enterprise, которая в этот раз проходила в виртуальном формате и называлась HPE Discover Virtual Experience, президент и генеральный директор компании Антонио Нери отметил, что разразившаяся пандемия Covid-19 стала еще одним аргументом в пользу понимаемой в широком смысле цифровой трансформации. Информационные ресурсы должны быть легко конфигурируемы, доступны из самых разных локаций и предоставляться как услуги. От метафоры «облако прежде всего» компания переходит к концепции «облако повсюду»: в рамках стратегии Edge-to-Cloud Platform-as-a-Service такое облако должно стать платформой, охватывающей все информационные ресурсы предприятия — от периферийных (Edge) сегментов до корпоративных ЦОДов и публичных облаков. Любопытно, что и сам Антонио Нери заразился коронавирусной инфекцией и вынужден был делать свой пленарный доклад «из домашней студии», а по сути сидя на диване.

На самом деле пандемия только катализировала развитие концепции, предложенной еще год назад. На прошлогоднем московском форуме HPE Digitize 2019 многие ее элементы были представлены в виде списка приоритетов под брендом Super6. В их числе были:

  1. интеллектуальная обработка данных на границе сети и формирование единой архитектуры от периферии до ЦОДа/облака;
  2. формирование гибридной ИТ-среды, включающей онпремисные и облачные сегменты с тем, чтобы соблюсти разумный баланс между публичными/частными облаками, собственными ЦОДами и периферийными сегментами сети;
  3. перевод ЦОДов с помощью технологий искусственного интеллекта в режим автономной работы, в котором они будут самоуправляемыми, самовосстанавливающимися и самооптимизирующимися. Здесь компания возлагает большие надежды на свою облачную самообучающуюся систему HPE InfoSight, анализирующую данные, собираемые с множества устройств во всем мире;
  4. создание программно-определяемых решений;
  5. переход к модели «корпоративный ЦОД как сервис».

Для реализации своей стратегии компания предлагает новые облачные сервисы HPE GreenLake, которые охватывают управление контейнерами, операции машинного обучения, виртуальные машины, хранение данных, вычислительную обработку, а также защиту данных и сети. Они помогут заказчикам трансформировать и модернизировать их приложения и данные, которые размещены в локальных ЦОДах, на площадках колокации, в облаке и на периферийных сегментах сети. Компания предлагает 17 предварительно сконфигурированных сервисов HPE GreenLake, доступных для небольших, средних и крупных ИС, которые она обещает развернуть всего за 14 дней с момента заказа.

Управление облачными сервисами осуществляется через панель HPE GreenLake Central, в которой все облачные сервисы доступны через каталог самообслуживания. В нем клиенты могут получить информацию обо всех доступных услугах, узнать их стоимость, запросить пробную версию, загрузить экземпляры и сформировать кластеры, централизованно управляя своей мультиоблачной средой и оплачивая сервисы в меру их реального использования.

Сославшись на IDC, Антонио Нери отметил, что несмотря на растущую популярность облаков, по-прежнему 70% корпоративных приложений и данных находятся в ЦОДах компаний. Проблема в том, что традиционные архитектуры плохо стыкуются с облачными. Сложно оперативно перемещать ИТ-ресурсы между публичными облаками разных провайдеров и между облаком и онпремисной системой. Сегодня набирает популярность концепция распределенного облака, которая собственно и лежит в основе представленной стратегии HPE. Ее реализация снимет, в частности, существующие проблемы с так называемой эвакуацией данных: по словам Нери, сегодня возвращение данных из облака в ЦОД или перенос их в облако другого провайдера фактически удваивает облачные затраты компании.

Как утверждает глава HPE, еще одна проблема, беспокоящая многих заказчиков, связана с тем, что некоторые вендоры меняют свои условия лицензирования в облаке, требуя покупать новые лицензии для перехода в публичное облако, даже если у компании уже есть обычная онпремисная лицензия. В случае HPE GreenLake Cloud Services они смогут использовать существующие лицензии, и HPE готова помочь клиентам в этом вопросе. Детали такой помощи раскрыты не были. Указывается лишь, что применение в HPE GreenLake контейнерных сервисов на базе Kubernetes не даст заказчику попасть в зависимость от одного провайдера: он сможет легко перенести свои рабочие нагрузки и данные в любое публичное облако.

Конечной целью на этом пути, которую планируется достигнуть в 2022 г., является возможность предоставления «всего как услуги». Думается, в понятие «всего» должно включаться не только ПО, но и оборудование в корпоративном ЦОДе, оплачиваемое как услуга по мере его использования. Относительно такой возможности Антонио Нери ничего не сказал, но пообещал помочь заказчикам строить свое облако HPE GreenLake Cloud с использованием существующей у них инфраструктуры. Утверждается, что это позволит снизить финансовые затраты на трансформацию. По словам главы HPE, за последние три года такой подход дал возможность сэкономить клиентам компании более полумиллиарда долларов для финансирования их трансформации. Сегодня 70% выручки HPE приносят продажи товаров, а не услуг. Вероятно, со временем благодаря GreenLake и другим решениям эта доля будет снижаться, но в любом случае компания намерена сохранить партнерскую модель своего бизнеса.

Построение всеохватывающей облачной платформы в существенной степени опирается на софтверные разработки, и в соответствующем департаменте HPE уже сегодня трудится более 8 тыс. специалистов. На конференции был представлен новый софтверный зонтичный бренд HPE Ezmeral, под которым скрывается целый портфель ПО, отвечающего за оркестрацию и управление контейнерами, использование технологий искусственного интеллекта и машинного обучения, аналитику данных, контроль затрат, ИТ-автоматизацию и интеллектуальное управление операциями, а также безопасность. В частности, на конференции были впервые анонсированы продукты HPE Ezmeral Container Platform и HPE Ezmeral ML Ops, которые будут доступны как в виде облачных сервисов HPE GreenLake, так и по стандартным лицензиям.

Судя по всему, онлайновый формат крупных конференций еще долгое время будет оставаться единственно возможным. Какой же виртуальный опыт (Virtual Experience) можно извлечь из данного мероприятия? У такого формата есть целый ряд очевидных достоинств: снижаются затраты организаторов на аренду залов, а участников на перелеты и бронирование гостиниц. Если проводить аналогию с телевидением, то виртуальный формат больше похож на YouTube, где ты можешь слушать интересующие тебя доклады в удобное для тебя время, а не подстраиваться под жесткую сетку параллельно идущих и нередко пересекающихся презентаций, подчиненных жесткому расписанию. И тем не менее, чего-то при этом явно не достает. Нет живого общения с людьми из разных стран и отраслей, нет атмосферы торжественности и корпоративного праздника, нет внутреннего ощущения значительности события. Короче говоря, меня хорошо поймут футбольные болельщики, которые смотрят сегодня трансляции матчей замечательных команд, идущих на пустых стадионах.