Компании повсеместно принимают стратегию мультиоблака, и автопроизводители — не исключение. Тем не менее, на автомобильном рынке существует по меньшей мере две основные причины, которые усложняют эту задачу. О них в корпоративном блоге рассказывает главный аналитик Forrester Research Пол Миллер.

В 2018 г. SpaceX запустила в космос первый автомобиль. Шквал пресс-релизов наводит на мысль, что гонка по переходу автомобилей и автопроизводителей в облако (что определенно проще, чем отправить автомобиль в космос) еще далека от завершения. Только что Volkswagen Group перешла в облако Microsoft Azure, чтобы «ускорить развитие автоматизированного вождения». Volkswagen и Microsoft еще с 2018 г. являются стратегическими партнерами в разработке специализированной облачной платформы Volkswagen Automotive Cloud для предоставления автопроизводителю цифровых мобильных сервисов, необходимых для тестирования и использования функций автоматизированного вождения. Но концерн также является клиентом Amazon Web Services — они общими усилиями создают облачную промышленную платформу Volkswagen Industrial Cloud. В начале февраля Ford в качестве своего основного поставщика облачных услуг выбрал Google.

Желание вооружиться стратегией мультиоблака прагматично, но в автомобильном секторе ее усложняют две серьезные причины. Первая — это очевидное желание дать даже самой обычной инициативе грандиозное название. В качестве примера можно привести упоминавшиеся выше Volkswagen Automotive Cloud и Volkswagen Industrial Cloud, которые предназначены для различных задач. В 2019 г. Microsoft и BMW заключили партнерство, результатом которого стало появление Open Manufacturing Platform. С того времени к ней присоединились другие игроки.

Вторая, и более важная причина заключается в том, что автопроизводители применяют облако в целом ряде очень разных областей своего бизнеса. Абстрагируясь от отраслевой специфики, их можно охарактеризовать следующим образом.

Корпоративные SaaS-приложения общего назначения. Как и у любого другого бизнеса, у автопроизводителей есть офисы, а их сотрудники применяют Office 365, Google Workspace, Zoom или Webex, а также Oracle, Salesforce или SAP. Многие системы, обеспечивающие работу предприятия, работают в облаке. Любой крупный поставщик ПО как услуги (SaaS), клиентом которого становится мировая марка автомобилей, скорее всего, наделает много шума по этому поводу, но это имеет очень мало общего с автомобилями.

Облачная инфраструктура общего назначения. Как и разработчики многих других фирм, разработчики автомобильных концернов задействуют для разработки и тестирования своих приложений и хранения данных облачную инфраструктуру. Большинство людей, вероятно, не знали, что Tesla — клиент AWS. Об этом стало известно после того, как занимающаяся кибербезопасностью фирма обнаружила, что учетная запись Tesla взломана и хакеры используют ее для майнинга криптовалют. Каждый крупный автопроизводитель на планете будет использовать облачную инфраструктуру общего назначения одного или нескольких поставщиков. В первую очередь это Alibaba, AWS, Azure или Google, но производители не афишируют этот факт.

Инфраструктура больших данных общего назначения. Автомобильные фирмы генерируют много данных. Переход к частично или полностью автономным транспортным средствам требует от них анализа огромных объемов данных, поскольку они обучают свои автомобили распознавать и реагировать на различные дорожные условия. Mercedes тестировал свои автомобили по всему миру, чтобы собрать данные о дорожных условиях и поведении водителей разных стран. Другие автопроизводители собирают аналогичные данные, а затем используют ПО для моделирования максимального числа поведенческих комбинаций. Сотрудничество Volkswagen и Microsoft касается именно этого варианта использования.

Проектирование автомобилей. Создание дизайна одной новой модели Jaguar потребляет 36 млн. процессорных часов для проведения 1,8 млн. симуляций, которые генерируют 1200 Тб данных, что отвечает примерно 40% потребностей проектирования автомобиля; теперь компания стремится удовлетворить их на 100%. В свою очередь Ford использует HoloLens для ускорения процесса проектирования новых легковых и грузовых автомобилей. Поскольку автопроизводители ставят перед собой амбициозные цели по запуску ряда совершенно новых электрических моделей, они ищут способы сократить время и затраты на разработку, тестирование и проверку дизайна.

Производство автомобилей. Во многих отношениях автомобильный завод ничем не отличается от любого другого. Он состоит из больших машин, которые сжимают, сваривают и скрепляют детали болтами, окрашивают их и перемещают по конвейеру. Этими машины необходимо управлять, а собираемые с них данные — анализировать, чтобы определить, когда они сломаются или как их можно использовать более эффективно. Амбиции Volkswagen в отношении Industrial Cloud и Open Manufacturing Platform и партнерство между Google и Renault — все это в целом относится к этому варианту использования. В конечном итоге Volkswagen надеется выйти за пределы собственных заводов и применить аналогичные процессы к своим партнерам по цепочке поставок.

Эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Автопроизводители не хотят потерять контроль над программными системами, которые управляют автомобилем. Это точно такая же интеллектуальная собственность, как и физический дизайн, которая, по их мнению, отличает их от конкурентов. Более того, многие автопроизводители хотят еще большего контроля. Благодаря Industrial Cloud (AWS) и Automotive Cloud (Microsoft) концерн Volkswagen удваивает свои возможности по разработке собственного ПО. Реализация инвестиционного плана в размере 50 млрд. долл. идет не совсем гладко, но компания по-прежнему стремится увеличить долю собственной разработки ПО для автомобилей с сегодняшних 10% до примерно 60%. Большую часть остальной разработки будут осуществлять независимые поставщики автомобильных систем, такие как Bosch и Continental. По замыслу, Automotive Cloud создавалось для того, чтобы агрегировать данные от всех этих участников автомобильной экосистемы.

Другие автопроизводители, такие как Ford или Volvo, проявляют больше готовности уступить часть контроля над работой автомобиля. Оба работают с Google, чтобы довести до готовности Android Automotive (не путать с Android Auto). Вместо того, чтобы использовать систему Ford или Volvo для включения отопления или навигации, водители будут полагаться на Android, который будет работать без привязки к телефону.

Насколько эти системы действительно должны принадлежать и обслуживаться автопроизводителем — вопрос открытый, но облачная инфраструктура явно играет определенную роль: все обновления по воздуху для автомобильных систем должны откуда-то поступать, а все диагностические данные о поведении водителя и параметрах автомобиля должны куда-то передаваться для обработки. Должным образом защищенное глобальное облако лучше подходит для обслуживания мирового парка автомобилей, чем одиночный центр обработки данных в Дирборне, Гетеборге или Вольфсбурге. Дополнительные услуги и потоки доходов, связанные с автомобилем и его эксплуатацией, такие как аварийные предупреждения, страхование на основе поведения водителя и т. п., на данный момент носят гипотетический характер или приносят ограниченную пользу.

Улучшение опыта водителя (и пассажира). Многие современные автомобили поддерживают Android Auto (опять же, не то же самое, что Android Automotive) или Apple CarPlay, проецируя приложения с сопряженного телефона на дисплей автомобиля и передавая звук через микрофоны и динамики автомобиля. В некоторых автомобилях Audi, BMW, Chevrolet и др. в качестве опции также доступен голосовой помощник Amazon Alexa. Речь здесь не идет о реальной интеграции с автомобилем, так как весь интеллект встроен в телефон или находится в облаке.

Поскольку автопроизводители сталкиваются с неизбежной, общей для их отрасли тенденцией — переходу к более подключенным, автономным, связанным между собой и электрическим транспортным средствам (CASE — connected, autonomous, shared and electric), — облако является важным инструментом. Бизнес автопроизводителей приобретает дополнительную ценность, и поставщики облачных услуг любят об этом напоминать. Но в следующий раз, когда будет объявлено о соглашении между производителем автомобилей и облачным провайдером, у последнего нужно будет спросить, какую проблему его на самом деле просят решить.