Применяя тот или иной облачный сервис, можно легко превысить выделенный лимит ресурсов или же не выработать его, что означает, что деньги на него потрачены впустую. Чтобы не допустить развития подобной ситуации, ИТ-специалисты могут задействовать инструменты и методы для более эффективного управления облачными активами и сокращения потерь. О них на портале InformationWeek рассказывает президент консалтинговой компании Transworld Data Мэри Шеклет.

ParkMyCloud оценивает ежегодные потери компаний от неиспользованных облачных ресурсов на уровне 17 млрд. долл. Она утверждает, что расточительство в облаке — это причина, чтобы воспользоваться услугами аудитора облачных вычислений для оценки масштаба применения облачных ресурсов и связанных с ним расходов. Таким образом можно выявить и устранить превышение лимита. В качестве альтернативы ИТ-отдел может провести внутренний аудит.

Разрастание облака

Есть много областей, где облачные ресурсы могут расходоваться неэффективно. Первая — это их чрезмерное развертывание, которое может привести к «разрастанию облака» (cloud sprawl). Оно возникает тогда, когда облачные ресурсы предоставляются из нескольких точек без централизованной координации. Это приводит к образованию «облачных бункеров» (cloud silos) в отделах, поскольку у предприятия отсутствует центральный пункт управления бюджетированием, отслеживанием и использованием. Многие компании пытаются решить эту проблему путем делегирования ИТ-отделу роли централизованного агента по управлению облаком. Они могут даже инвестировать в систему управления ИТ-активами, которая должна отслеживать и контролировать каждый актив, чтобы знать, сколько их есть, а также сколько средств на них расходуется.

Тем не менее, потолок возможностей имеют даже системы отслеживания ИТ-активов. Например, фирма может развернуть отдельное облачное приложение, доступ к которому пользователи получают через интернет-портал, но которое не отображается в сетях, отслеживаемых ИТ-отделом. В качестве другого примера можно привести системы расчета заработной платы, пособий и страхования, вход в которые также осуществляется через интернет-порталы. В этих случаях фирма не всегда в состоянии отследить использование облачных ресурсов, хотя расходы, связанные с ними, несомненно будут. Детальный аудит всех облачных ресурсов предприятия позволяет выявить подобные ситуации, поскольку аудитор не только просматривает ресурсы, отслеживаемые системой управления активами, но и опрашивает отдельных сотрудников отделов об используемых ими приложениях и системах. Именно так выявляется скрытое использование облака.

Неэффективное использование облака

Нерациональное использование облачных ресурсов — это неэффективно построенный рабочий процесс. Показательным примером является тестирование ИТ-приложений в облаке. Виртуальные ОС, развернутые в облаке для тестирования приложений, оплачиваются по часам, минутам или секундам. Это выгодно для разработчиков во время тестирования, поскольку затраты меньше, чем если бы им пришлось развертывать виртуальные ОС в собственных дата-центрах, где аппаратное и программное обеспечение амортизируется годами. Однако тестирование в облаке приводит к значительным затратам, если разработчик приложения по завершению тестирования забывает выключить тестовою ОС. Как следствие, облачный провайдер взимает плату за облачный ресурс, который подключен, но фактически бездействует.

Нерациональное использование облачных ресурсов может также происходить при чрезмерном резервировании ресурсов обработки и хранения. В локальном ЦОДе это является обычной практикой, поскольку предприятие является владельцем ресурса (или арендует его) и платит за него независимо от того, используется он или нет. Это позволяет выделять больше ресурсов для обработки данных в случае пиковых нагрузок или для хранения данных. В то же время практика избыточного выделения ресурсов в облаке ведет к тому, что предприятие может запросить (и оплатить) больше ресурсов хранения или обработки, чем использует, поскольку в большинстве случаев в облаке нет такого понятия, как «фиксированная цена».

Многие поставщики облачных решений пытаются решить проблему чрезмерного резервирования ресурсов, поскольку они не хотят, чтобы их клиенты были неприятно удивлены неожиданными расходами. Для этого поставщики предлагают обработку и хранение данных по требованию, которые увеличиваются и уменьшаются в зависимости от потребностей клиента. Таким образом, ИТ-отдел платит только за то, что он потребляет.

Стоимость облака

Договора о приобретении облачных активов и счета за них могут быть чрезвычайно сложными для понимания, и проблема усугубляется еще больше, если предприятие пользуется услугами нескольких поставщиков. Например, виртуальная ОС может называться «экземпляром» или «виртуальной машиной» в зависимости от того, облако какого провайдера используется. Еще одной проблемой является превышение пороговых значений обработки и использования, на которые подписалась компания. При достижении прописанных в договоре лимитов начинает действовать новая (и более дорогая) ценовая политика. Ценообразование также может варьироваться в зависимости от того, в какой географической зоне работает предприятие. Все эти важные детали прописаны в контрактах с поставщиками облачных услуг мелким шрифтом, и если на них не обратить внимание, то предприятие может столкнуться с неожиданным перерасходом средств.

Поставщики облачных услуг стараются помочь предприятиям разобраться, как рассчитываются расходы на облако. Для этого они предоставляют инструменты, позволяющие прогнозировать бюджетные расходы на основе прогнозов, предоставляемых ИТ-отделом, но эти инструменты точны лишь настолько, насколько точны заложенные в них данные.

Выводы и уроки

По данным опроса 750 ИТ-специалистов Flexera «State of the Cloud Report-2021», в среднем компании «выбрасывают на ветер» 30% приобретаемых облачных ресурсов. 36% респондентов заявили, что их компании тратят на облако более 12 млн. долл. в год, а еще 32% сказали, что их расходы на облако составляют от 2,4 до 12 млн. долл. в год. Виновниками перерасхода средств оказались развернутые в облаке простаивающие ресурсы или ресурсы, которые не были отключены после использования. Причиной излишних затрат также является неспособность компаний понять, как облачные провайдеры взимают плату за услуги и ресурсы, а также бессистемная подписка на облачные сервисы без централизованной координации.

Хорошей новостью является то, что существуют инструменты и методы, которые ИТ-отделы могут использовать для лучшего управления облачными активами и предотвращения перерасхода средств из-за их неэффективного применения. Если эти инструменты и методы будут внедрены, появится возможность устранить те самые 30% перерасхода облачных ресурсов. У предприятий наверняка найдутся другие ИТ-проекты и инициативы, где бы сэкономленные средства пригодились.