Портал ComputerWeekly обсуждает основные причины репатриации из облака, включая стоимость, соответствие нормативным требованиям, проблемы, связанные с задержкой и гравитацией данных, откат плохо спланированного перехода в облако и отказ поставщика.

Переход к облачным вычислениям — это не обязательно улица с односторонним движением. Хотя облако привлекает все больший процент корпоративных расходов на ИТ — и эта тенденция, по мнению ИТ-аналитиков, сохранится, — оно не содержит ответов на все вопросы. В некоторых случаях организациям приходится переносить рабочие нагрузки и данные обратно из облака — так называемая репатриация.

Аналитики Forrester ожидают, что рынок публичной облачной инфраструктуры вырастет в 2021 г. на 35% до 120 млрд. долл. Этот рост обусловлен пандемией и, в частности, переходом на облачное резервное копирование и восстановление данных.

Но даже в тех случаях, когда облако становится для CIO выбором по умолчанию, предприятиям также необходимо рассмотреть вопрос о том, когда и почему следует возвращать данные обратно — репатриировать их из облачной инфраструктуры. Пока число организаций, репатриирующих данные, невелико, но такая возможность должна учитываться в любой облачной стратегии.

Идея перемещения данных обратно уже встроена в такие приложения, как резервное копирование и восстановление. Однако возврат данных на онпремисную площадку может быть обусловлен финансовыми, практическими или даже нормативными соображениями. Рассмотрим основные причины репатриации данных из облака.

1. Снижение затрат

Облачные вычисления не всегда дешевле, чем онпремисные варианты. И их стоимость может меняться, потому что провайдеры повышают цены, потому что меняются требования или, зачастую, потому что организация недооценила некоторые расходы, связанные с работой в облаке.

Если облачная услуга предоставляется по требованию или оплачивается по факту, то более высокий уровень использования облачных ресурсов — хранилищ или вычислительных ресурсов — означает увеличение счета. Организации могут обнаружить, что их прогнозируемые потребности в хранении данных быстро превышают бюджет. В онпремисных системах после покупки или аренды оборудования большинство затрат не меняется в зависимости от его использования.

В случае облачных систем, чем больше используется услуга, тем больше она стоит. Это относится как к хранению данных в целом, так и к таким специфическим аспектам, как выгрузка данных, затраты на сопутствующие ресурсы, такие как средства безопасности и управления, или даже на запись баз данных.

Кроме того, поставщик облачных услуг может повысить свои тарифы. В зависимости от контракта, организации могут столкнуться с быстрым ростом затрат, причем до такой степени, что использование онпремисного варианта может оказаться более экономичным.

2. Безопасность и регулирование

Нормативные требования не должны стать причиной для переноса данных из облака, если миграция была спланирована должным образом. И нет никаких причин, по которым развертывание публичного облака было бы менее безопасным, чем онпремисная архитектура, при условии соблюдения правильной политики безопасности и правильной настройки систем.

К сожалению, это не всегда так. Хотя сбои в системе безопасности со стороны провайдеров публичного облака случаются редко, неправильная настройка облачной инфраструктуры клиентами — отнюдь не редкость. Потеря или нарушение данных может привести к тому, что организация решит перенести данные обратно в онпремисную среду, хотя бы для того, чтобы минимизировать репутационный ущерб.

Что касается регулирования, то поставщики публичных облаков, в том числе гиперскейлеры, приняли меры для соблюдения государственных и отраслевых требований. Существуют специальные облачные сервисы для секретных данных, для информации, соответствующей требованиям HIPAA или PCI-DSS, и это лишь некоторые примеры.

Но наибольшую озабоченность часто вызывает местоположение данных. Несмотря на то, что крупные поставщики облачных услуг сегодня предлагают определенные географические зоны для хранения данных, предприятие все равно может решить или от него потребуют решить, что лучшим вариантом является перенос данных в онпремисную систему или местный дата-центр.

«Это заблуждение, что регулирование создает значительные препятствия для переноса рабочих нагрузок в облако, — говорит Адам Стрингер, эксперт PA Consulting по устойчивости бизнеса. — Регулирующие органы действительно требуют строгости, как и в случаях других аутсорсинговых соглашений, но есть много успешных примеров миграции в облако компаний с высоким уровнем регулирования». По его словам, главное — это тщательное планирование.

Еще один момент в истории о регулировании связан с расследованиями. Если регулирующий орган, правоохранительные органы или суд потребуют проведения обширной криминалистической экспертизы данных, то в облаке это может быть невозможно или, по крайней мере, очень дорого. Альтернативой может стать перенос данных в компанию.

3. Задержка и гравитация данных

Хотя облако предоставляет практически безграничные возможности хранения данных, его работа зависит от интернет-подключения. Оно, в свою очередь, создает задержку.

Некоторые приложения — резервное копирование и восстановление, электронная почта и офисные средства продуктивности, а также SaaS-пакеты — не особенно чувствительны к задержкам. Подключение корпоративного класса сейчас достаточно быстрое, чтобы пользователи практически не замечали задержек.

Однако для некоторых рабочих нагрузок, к которым можно отнести аналитику в реальном времени, базы данных, приложения безопасности и приложения, связанные с датчиками и Интернетом вещей, задержка может быть более чувствительной. Системным архитекторам необходимо учитывать задержки между источником данных, ресурсами хранения или вычислений и конечным пользователем, а также между сервисами в облаке — внутриоблачные задержки.

Хотя такие технологии, как периферийные вычисления, кэширование и оптимизация сетей, позволяют сократить задержки, в каких-то случаях самым простым решением будет возвращение данных из облака, что сократит пути передачи данных и позволит ИТ-команде точно настроить системы хранения, вычисления и сети в соответствии с приложениями и рабочими нагрузками.

Избежать проблем с задержками в первую очередь означает проанализировать, где находится большая часть данных. Это позволяет решить проблему гравитации данных. Если большая часть данных находится в облаке, и обработка выполняется в облаке, проблема гравитации данных не будет актуальной. Если данные постоянно перемещаются между облаками и онпремисными хранилищами или вычислительными ресурсами, значит, что-то не так.

4. Плохо спланированная миграция в облако

Иногда организации репатриируют данные просто потому, что переход в облако не оправдал ожиданий. В этом случае, по словам старшего аналитика Forrester Навина Чхабра, они могут стараться «сохранить лицо». «Они пытались приспособить приложение к облаку, хотя с архитектурной точки зрения этого делать не следовало», — говорит он.

Возможно, рабочая нагрузка не подходила для облака, или миграция в облако была плохо спланирована или выполнена. «Если в архитектуре данных царит беспорядок, и вы переносите данные в облако, то в итоге вы просто получите беспорядок в облаке», — говорит Стрингер. Переход в облако сам по себе не устранит проблем ИТ-дизайна, добавляет он.

И там, где организации хотят использовать облако — либо для передислокации, либо в качестве нового проекта — они должны применять те же или более высокие стандарты проектирования. «Архитектурная строгость так же важна для облачных развертываний, как и для онпремисных, — говорит Стрингер. — Если они не сделают это правильно, предприятиям в конечном итоге придется репатриировать часть своего имущества».

Это не означает, что репатриация будет легкой, и даже не означает, что она решит проблему. Но, по крайней мере, это даст ИТ-команде возможность перезагрузиться, проанализировать, что пошло не так, и пересмотреть способы более эффективного использования облака в будущем.

5. Отказ провайдера

Отказ провайдера — это, пожалуй, самая веская причина для репатриации данных. Скорее всего, у клиента не будет выбора. Надо надеяться, что провайдер уведомит организации о необходимости забрать свои данные или перенести их к другому облачному провайдеру.

Но не исключено, что провайдер может прекратить свою деятельность без уведомления, или что технические или экологические проблемы могут заставить его прекратить работу без уведомления. В этом случае компаниям придется полагаться на альтернативные копии своих данных, размещенные онпремис или в другом облаке.

К счастью, полный отказ провайдера случается редко. Но опыт, полученный в результате недавних сбоев в работе облачных вычислений, говорит о том, что организациям, как минимум, необходим план защиты и восстановления данных, если это все же произойдет. И онпремисные технологии, скорее всего, будут занимать центральное место в любом плане восстановления, даже если они потребуются на время, пока организация не сможет найти новые облачные мощности.

«Перед переносом рабочей нагрузки в облако необходимо задать вопрос: повышает ли это отказоустойчивость сервиса, ориентированного на клиента или рынок? — говорит Стрингер. — Если вы переезжаете только для сокращения затрат, то накладные расходы на обеспечение отказоустойчивости впоследствии могут свести на нет все преимущества».