Перемещение все большего количества вычислений в облако и на периферию заставляет многие организации пересмотреть свою потребность в дата-центрах — однако ЦОДы не исчезнут, как и «ЦОД-мышление», пишет на портале InformationWeek Мэри Шеклет, президент консалтинговой компании Transworld Data.

Масштабируемость и гибкость, возможность избежать долгосрочной амортизации оборудования и ПО, а также эффективность — все это причины, по которым компании переносят все больше ИТ в облако. Это побудило отраслевых аналитиков, таких как Трейси Ву из Forrester, задаться вопросом: «Хорошо известно, что использование облака необходимо для сохранения конкурентоспособности. Вопрос, над которым задумывается большинство, заключается в том, должны ли мы переносить все наши рабочие нагрузки в облако и когда это стоит делать?».

Вполне возможно, что полный отказ от дата-центров произойдет — но это не означает, что связанное с ними мышление исчезнет.

Внутри вселенной дата-центров

Центр обработки данных — это физический рабочий центр, наполненный вычислительной техникой и персоналом, который ее обслуживает.

Это экосистема, где ежедневно принимаются и выполняются сотни решений и операций для поддержания бизнеса. Менеджеры дата-центров думают в основном о следующих областях:

  • операции: какие операции и услуги должны выполняться в ЦОДе каждый день, каждую неделю, каждый месяц и каждый год? Соответствует ли управление современным требованиям, и есть ли у нас квалифицированный персонал для управления ИТ?
  • безопасность: знаем ли мы, кто имеет доступ к физическому дата-центру, и контролируем ли мы доступ к сетям, системам, хранилищам и приложениям? Все ли эти информационные активы должным образом инвентаризированы и защищены — и есть ли у нас журналы с подробным описанием того, кто, откуда, когда и что делал для доступа к системам и объектам?
  • эффективность и устойчивость: оптимизировано ли у нас использование систем хранения данных, обработки и сетей? Настроен ли физический ЦОД на минимизацию потребления энергии при сохранении работоспособности оборудования?
  • затраты и их распределение: сколько стоит эксплуатация отдельных сетей, систем и приложений? Есть ли у нас система оплаты, которая распределяет расходы между различными отделами пользователей в зависимости от использования, или наши расходы централизованы? Получаем ли мы адекватный возврат инвестиций (ROI) от наших ИТ-активов?
  • непрерывность бизнеса: что произойдет, если в ЦОДе произойдет сбой? Есть ли у нас план аварийного восстановления (DR), который позволяет переключить критически важные системы, чтобы компания продолжала работать? Что касается повседневных проблем, каковы показатели дата-центра по среднему времени реагирования и среднему времени решения проблем конечных пользователей?
  • бюджетирование: что нам нужно заложить в бюджет на следующий год? Будем ли мы капитализировать или расходовать средства, и как убедить руководство в необходимости финансирования?

Как облако меняет ЦОД-мышление

Облачные вычисления меняют ЦОД-мышление, поскольку с точки зрения ИТ-отдела облако не находится под его непосредственным управлением. Вместо этого оно управляется сторонним поставщиком, на услуги которого вы подписались. Это снимает с ИТ-специалистов большую часть повседневной работы по управлению и, как правило, разрушает повседневное ЦОД-мышление при работе в облаке.

Почему это важно?

В исследовании Flexera, проведенном в 2021 г., ИТ-руководители сообщили, что их расходы на облако превышают бюджет на 23%, и что 30% их облачных расходов уходит впустую. Что еще хуже, 30% из них не знали, как решить эту проблему, а 47% ожидали, что в 2022 г. ситуация станет еще хуже, прогнозируя, что расходы на облако будут продолжать расти.

Если бы я была ИТ-, финансовым или генеральным директором, я бы посмотрела на функциональность облака и сравнила ее с тем, что делает мой ЦОД.

Руководители компаний, работающих в отраслях с высоким уровнем безопасности, таких как банковское дело, согласны с этим. Они не уверены в безопасности облачных технологий, не уверены в том, что некоторые из их основных систем могут эффективно работать в облаке, и обеспокоены конфиденциальностью данных. В ответ на это Gartner заявляет, что облачные услуги вначале могут быть дороже, чем использование локальных дата-центров. Однако они могут стать экономически эффективными со временем, если организации научатся использовать и эксплуатировать их более эффективно.

Проблема в том, что организации должны этому научиться. Напомню, что в 2021 г. 23% ИТ-руководителей заявили, что их облачные расходы превышают бюджет, 30% заявили, что их облачные расходы уходят впустую, и 30% из них не знают, как решить эту проблему!

Перенос ЦОД-мышления в облако

ИТ-отделы смогут повысить эффективность облачных вычислений, если будут управлять своими облаками как дата-центрами. В то же время существуют причины, по которым ЦОД-мышление ИТ-отделов не переносится на облако. К ним относятся:

  • конечные пользователи самостоятельно приобретают облачные услуги, о которых ИТ-отдел может даже не знать;
  • чтобы централизовать затраты, все расходы на облако возлагаются на ИТ-отдел, независимо от того, закупает ли он все облачные услуги;
  • при предоставлении облачных ресурсов и управлении ими ИТ-персонал, находящийся в стрессовом состоянии, зависит от сторонних поставщиков облачных услуг, которые выполняют эту работу за него;
  • у малых и средних компаний нет рычагов влияния на поставщиков облачных услуг, чтобы заставить их придерживаться своих стандартов безопасности и управления;
  • ценовые схемы облачных вычислений очень сложны и трудны для понимания ИТ-персоналом или для интерпретации с точки зрения окупаемости инвестиций;
  • многие ИТ-отделы не обновили свои DR-планы для облачных вычислений, а в некоторых случаях трудно проверить наличие DR-планов у облачных провайдеров, даже если у ИТ-отделов они есть.

В конечном счете, эти проблемы превращаются в риски, если ИТ-отдел не разберется с облачными операциями, эффективностью и затратами.

Лучшие практики расходования средств на облака

Организации могут лучше управлять расходами на облака и их исполнением, если они привнесут дисциплины и практики, которые уже опробованы и проверены в своих дата-центрах.

Вот четыре основополагающие передовые практики для управления расходами на облака и их исполнением:

  1. разработайте простые формулы учета затрат и окупаемости инвестиций для оценки стоимости облачных вычислений. Для этого может потребоваться провести переговоры с поставщиками облачных услуг и разработать упрощенные модели ценообразования;
  2. совместно с финансовым отделом проанализируйте учет расходов на облачные технологии. В некоторых случаях расходы на облако объединяются в централизованную ИТ-категорию, даже если пользователи (не ИТ) подписываются на облачные услуги. Риск заключается в том, что эти расходы увеличивают ИТ-бюджет, и ИТ-отделу становится трудно получать финансирование для других проектов. Хотя можно отнести некоторые из этих облачных расходов на счет отделов пользователей, лучшим способом было бы увидеть, как эти облачные расходы, инициированные пользователями, постепенно увеличивают бюджет ИТ, а затем «нарастить» бюджет, чтобы учесть эти расходы. Централизация расходов дает всем более четкое представление о том, сколько организация тратит на облачные ресурсы. Это также открывает возможность для ИТ-отдела стать центральным «менеджером» облака. Ценность этого заключается в улучшении общего контроля над облачными ресурсами и расходами;
  3. ежегодно пересматривайте SLA с поставщиками облачных услуг. Соответствуют ли ваши облачные сервисы установленным вами уровням производительности? Где они работают, а где не справляются? Получили ли вы последний аудит ИТ-безопасности от вашего поставщика облачных услуг? Что насчет непрерывности бизнеса? Проводите ли вы совместно с поставщиком ежегодную тренировку по DR и отказоустойчивости, чтобы убедиться в том, что облачные системы могут отказоустойчиво работать в случае сбоя? Все эти пункты должны быть включены в ваши контракты с поставщиками облачных услуг в качестве приложений, если они не присутствуют в самих контрактах;
  4. повышайте квалификацию персонала и используйте инструменты, которые предоставляет облако. У организаций нет причин мириться с тем, что безопасность и управление в облаке ниже, чем в дата-центре. Все основные поставщики облачных услуг имеют множество инструментов безопасности и управления, которые может использовать ИТ-отдел. В прошлом проблема заключалась в том, что ИТ-специалисты (или конечные пользователи) получали ресурсы в облаке, а затем забывали выполнять всю работу по обеспечению безопасности и управлению, которую они выполняли бы в своих собственных ЦОДах.

Практика обеспечения безопасности и управления в облаке и дата-центре должна быть одинаковой.