Даже в условиях роста использования облачных вычислений будут возникать моменты, когда компании захотят покинуть облако. О том, как уйти с минимальными потерями, на портале InformationWeek рассказывает Мэри Шеклет, президент консалтинговой компании Transworld Data.

Более 90% компаний в настоящее время используют более одного облачного сервиса, однако все чаще появляются признаки того, что некоторые из них хотят покинуть облако.

«Чуть больше года назад мы объявили о своем намерении уйти из облака. Мы собирались создать собственный инструментарий, а не платить по завышенным ценам за контракты на корпоративное обслуживание... Месяц спустя мы разместили заказ на серверы Dell стоимостью 600 тыс. долл., чтобы обеспечить наш выход, и подсчитали, что в течение следующих пяти лет мы сэкономим 7 млн. долл., — рассказывает Дэвид Хайнемайер Ханссон, совладелец и технический директор компании 37 Signals, занимающейся разработкой ПО для веб-сайтов. — Мы также подробно описали более важные ценности, чем просто стоимость, которые стали причиной нашего ухода из облака. Такие вещи, как независимость и верность изначальной этике Интернета».

По его словам, переход компании с облачных технологий на локальные прошел гладко, клиенты практически ничего не заметили, и компания уже сэкономила около 1 млн. долл. на оплате облачных услуг.

Опыт Ханссона не единичен. Более половины организаций утверждают, что им трудно обеспечить окупаемость инвестиций в облако. В результате некоторые из них присматриваются к процессингу и другим технологическим достижениям, которые сделали локальные вычисления более доступными и масштабируемыми, а другие просто хотят перенести услуги от одного облачного провайдера к другому.

Для компаний, рассматривающих возможность такого перехода, приведем шесть шагов по прекращению использования облачных услуг для перехода на локальные или другие облачные сервисы:

1. Посмотрите на свое соглашение. Что в нем говорится о расторжении договора с поставщиком облачных услуг, от которого вы хотите уйти? Я работала со многими компаниями по этому вопросу, и большинство из них не могли ответить на этот вопрос, потому что, заключая договор с провайдером, они никогда не думали о том, что когда-нибудь захотят его расторгнуть.

Как правило, поставщики облачных услуг устанавливают требования по уведомлению за 30-90 дней о том, что вы хотите прекратить предоставление услуг. В некоторых случаях этот срок может составлять один год.

Кроме того, возникает вопрос о том, какую поддержку вы получите от поставщика во время миграции. Как правило, в облачных контрактах об этом ничего не говорится, если только вы не приложили к контракту собственное соглашение об уровне обслуживания (SLA), в котором говорится о поддержке при прекращении работы.

Если ваш поставщик умалчивает о поддержке при уходе (а большинство из них именно так и поступают), ваш план должен предусматривать незначительную или вовсе отсутствующую поддержку со стороны поставщика, от которого вы уходите, когда дело доходит до переноса ваших данных и приложений на другую площадку. Возможно, в вашем плане миграции придется предусмотреть решение этой проблемы с помощью дополнительных внутренних или внешних ресурсов.

2. Оцените сервисы и данные, которые вы храните в облаке. Полностью ли вы владеете своими данными или приложениями, которые вы создали в облаке? Удивительно, но многие компании не знают этого.

Опять же, пришло время изучить договор с поставщиком, от которого вы уходите. Если вы использовали их инструменты разработки приложений для создания своих приложений, вы можете обнаружить, что у вас нет исключительного права собственности на эти приложения и что поставщик может предлагать их другим клиентам, в том числе вашим конкурентам.

3. Определите последствия миграции из облака. Всегда важно провести оценку рисков, связанных с миграцией из облака, до того, как вы уведомите поставщика о своем уходе. Какие ИТ-активы (например, приложения) вы можете оставить? Как насчет эксклюзивности и безопасности ваших данных? И если вы потеряете эксклюзивный контроль над этими активами, как это повлияет на вашу организацию и как вы это компенсируете?

4. Свяжитесь с поставщиками и работайте с ними. После того как вы оценили свои риски и составили план действий, пришло время связаться с поставщиками. Первым должен стать новый поставщик, к которому вы переходите. Он будет очень заинтересован в оказании вам помощи, поэтому вам будет несложно узнать, какие конкретные области экспертизы и технической поддержки он может предоставить во время миграции и будут ли эти услуги отвечать вашим потребностям и решать ваши проблемы.

Если вы уверены, что поддержка нового поставщика будет сильной, и у вас есть договорные гарантии поддержки миграции от этого поставщика, пора двигаться вперед.

Оптимальный подход к уведомлению облачного провайдера о том, что вы хотите уйти, заключается в том, чтобы сначала лично позвонить ему. Это персонализированная попытка наладить контакт с поставщиком, за которой может последовать официальное письмо о намерении уйти. Часто небольшое личное общение может значительно разрядить напряженность в такой сложной ситуации, как разрыв отношений.

5. Проведите тестирование миграции и разработайте план восстановления работоспособности. Миграцию можно провести в два этапа:

— Сначала выполните миграцию в тестовом режиме. У вас и ваших поставщиков будет возможность устранить любые неполадки, чтобы реальная миграция была выполнена с наилучшими результатами.

— Во-вторых, во время фактической миграции лучшие ваши сотрудники (и/или сотрудники поставщиков) должны быть в активной готовности к решению проблем. Выполняйте миграцию в выходные дни или в то время, когда вы можете безболезненно использовать ресурсы для выполнения переноса.

На случай, если миграция по каким-то причинам не удастся, у вас должен быть план, разработанный вашим первоначальным поставщиком, по восстановлению и возобновлению услуг до тех пор, пока не будет осуществлена успешная миграция. За это может потребоваться дополнительная плата, но такая страховка стоит того, чтобы за нее заплатить.

6. Наконец, пересмотрите свое отношение к заключению облачного контракта. Когда я посещаю компании и обсуждаю облачные контракты и эффективное ведение переговоров по их заключению, большинство руководителей признают, что они прошли «школу тяжелых испытаний».

Одним из ключевых упущений для многих оказалось отсутствие SLA на поддержку при прекращении работы, которого у поставщика облачных услуг, скорее всего, нет. Если в первоначальный облачный договор вы включите SLA, в котором будут указаны уровни поддержки, которые вы ожидаете от поставщика в случае необходимости расторжения, у вас, по крайней мере, появятся юридические «зацепки», которые будут гарантировать, что поставщик, хотя и недовольный тем, что вы уходите, окажет вам квалифицированную поддержку при миграции. Нелегко обсуждать эту тему, когда вы только вступаете в контакт с поставщиком и все настроены позитивно, но если вы это сделаете, то сможете избавить себя от многих проблем и тяжелых испытаний в дальнейшем.