По данным аналитической компании Forrester Research, из-за экономической нестабильности предприятия сокращают ИТ-бюджеты и активнее пользуются услугами ИТ-аутсорсинга.

Поэтому сейчас особую значимость приобретает тщательная проработка контрактных условий. Аналитики предлагают ряд советов, направленных на то, чтобы максимально эффективно использовать услуги сторонней компании. Некоторые из них могут быть полезны и для отечественных предприятий.

1. При заключении сделок учитывайте специфику вашего бизнеса и использования ИТ в вашей организации. Следует определить, какого типа провайдер вам нужен: поставщик утилит или партнер, разделяющий с вами риски (см. врезку “Три разновидности поставщиков ИТ-услуг”). Проанализируйте, что лучше подходит для удовлетворения требований вашего бизнеса, а затем составьте продуманный аутсорсинговый контракт, учитывающий будущие потребности в услугах.

2. При построении отношения с провайдером услуг принимайте во внимание вероятные изменения на рынке. Консолидация рынка ИТ-аутсорсинга далека от завершения. Но для клиентов это неплохо. Провайдер, покупающий другого поставщика, скорее всего захочет сохранить его клиентуру и будет открыт для переговоров об условиях сделки. Тем не менее команда, отвечающая за аутсорсинг в вашей компании, должна учитывать меняющуюся рыночную ситуацию.

3. При подготовке контрактов не забывайте о возможности будущей замены провайдера. Формулируя условия контракта, необходимо предусмотреть положение о переходе контроля, который предоставит клиенту право прекратить выполнение работ, чтобы избежать расходов, вызванных передачей задания от первоначального провайдера другому поставщику услуг. Кроме того, в контракт следует включить условия, допускающие пересмотр или прекращение сделки в случае серьезных финансовых проблем.

4. Продумайте, как разные направления ИТ-услуг будут связаны между собой. В перспективе успешные поставщики смогут объединить самые разные направления ИТ-сервиса, включая инфраструктурные работы, аутсорсинг приложений и бизнес-процессов, проекты по системной интеграции и консалтинг. Такое слияние пойдет на пользу заказчикам, которые обычно предпочитают получать услуги от небольшого числа поставщиков, взаимодействующих друг с другом.

5. Используйте нынешнюю экономическую ситуацию для перехода от ИТ к бизнес-технологиям. Несмотря на экономический кризис, наиболее мудрые топ-менеджеры рассматривают информационные технологии в качестве движущей силы бизнеса, а не как расходную статью. Поэтому усиление их роли в деятельности компании продолжается даже в условиях спада экономики. В связи с этим при заключении аутсорсинговых контрактов следует включать в пункты, связанные с уровнем предоставляемых услуг, метрики, позволяющие оценить результаты с точки зрения бизнеса.

Три разновидности поставщиков ИТ-услуг

Forrester Research делит сервис-провайдеров на три категории: поставщики утилит, доверенные поставщики и партнеры. Первых обычно привлекают ради экономии для выполнения несложных заданий, их можно легко менять на других провайдеров. Вторые более тесно связаны с бизнесом клиента, и их не так просто заменить, хотя и возможно. В отличие от поставщиков утилит доверенные поставщики приглашаются не столько ради экономии, сколько для повышения качества бизнес-процессов, степени удовлетворенности пользователей и производительности труда. И наконец, провайдеры третьего типа так сильно связаны с бизнесом заказчика, что разделить их очень сложно. У такого партнерства могут быть разные цели, например, увеличение рыночной доли, создание новых продуктов и т. д., но все эти задачи связаны с высоким риском для бизнеса.

Пресс-релиз

Версия для печати