НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-менеджмент:

Блог

Персики, лимоны, рынок вакансий в IT и как все это связано

Алексей Лосев
13.03.2015 14:50:32

В 2001 году Джордж Акерлофа получил нобелевскую премию по экономике за анализ рынков с ассиметричной информацией. Ходит байка, что когда он впервые отправил статью про персики и лимоны в экономический журнал, ее отклонили, посоветовав такие статьи отправлять в журналы по садоводству. Что же за понятия персиков и лимонов ввел Акерлофа, и какое отношение они имеют к рынкам с ассиметричной информацией? И вообще, причем здесь вакансии в IT? Вот об этом и предлагаю поговорить.
Одним из очень ярких примеров рынка персиков и лимонов является рынок подержанных автомобилей. Под персиком на нем понимается хороший автомобиль, под лимоном - автомобиль, только выглядящий как хороший, но таковым не являющийся. Покупатель, в отличие от продавца, не владеет информацией о том, какой автомобиль перед ним. Это и есть рынок с ассиметричной информацией. Из-за такой асимметрии продавец персика не может запросить цену выше, чем стоящий рядом продавец лимона. Ведь в этом случае покупатель купит лимон, поскольку при осмотре персик и лимон выглядят одинаково.
Теперь от рынка подержанных автомобилей перейдем к вакансиям в IT. На рынке труда ситуация очень похожа. Кандидатов можно условно разделить на две группы: лимоны (вроде что-то и умеют, но работать и учиться особо не хотят) и персики (может, не всегда много знают, но много и продуктивно работают, хотят обучаться, расти). Понятно, что кандидаты, как правило, адекватно оценивают себя, а вот рекрутеры не всегда. Отличить лимон от персика, особенно, когда лимон уже прошел несколько собеседований, а персик пришел только на первое-второе, практически невозможно. Ситуация усугубляется еще тем, что рекрутер, возможно, и хочет персик, но, имея «лимит по цене», готов взять и лимон, лишь бы закрыть вакансию. А выбирая лимон, он еще и деньги «сэкономит». Сэкономит в кавычках, так как после покупки лимона компании в достаточно краткосрочной перспективе придется его увольнять, открывать вакансию и снова начинать круг поиска.
Давайте взглянем на эту ситуацию с точки зрения теории игр. Рассмотрим атомарную игру, в которой рекрутер предлагает оффер, а кандидат принимает или отклоняет его. Для простоты, пусть лимон приносит компании 50 единиц прибыли, а персик 200. В случае, когда лимон и персик не знают своей стоимости, выставив цену в 125 единиц, набирая одинаковое количество лимонов и персиков, на каждом лимоне мы будем терять 75 единиц, а на персике получать 75 дополнительных. Глядя на существующий рынок труда, мало кто согласится, что количество лимонов и персиков на нем одинаковое. Получается, что даже в условии симметрии информации ( когда ни рекрутер, ни кандидат не знают, кто он - персик или лимон) мы остаемся на нуле только при одинаковом количестве лимонов и персиков на рынке. Но, если цена всех будет одинакова, то персики с рынка будут вымываться: зачем учиться, если все равно будешь стоить 125?
Ситуация становится еще хуже, когда информация асимметрична. Персик, получив предложение в 125, от него откажется, ведь он знает, что его цена 200. А вот лимон, услышав 125, согласится, ведь он-то знает, что его красная цена 50. К чему же это приводит:
1. Лимоны переоценены
2. Персики недооценивают, становиться ими нет резона и…
3. Рынок персиков исчезает
Собственно за эти выводы Джордж Акерлофа и получил нобелевскую премию по экономике.
Как же можно предотвратить исчезновение рынка персиков? Самое главное - это не соглашаться на лимон, если вам нужен персик. Очень показательный пример описан в одном из номеров Harvard Business Review Россия в заметке "Во что обойдутся низкие зарплаты", где сравнивается стратегия Wal-Mart, проявляющаяся, в частности, в жестком ограничении зарплат сотрудников, и его прямого конкурента Costco, у которого относительные затраты на персонал существенно выше, а число сотрудников во столько же раз меньше. Показано, что в долгосрочной перспективе Costco получает надежный и эффективный персонал, а также низкую текучесть кадров. Ведь наличие талантов в организации в конечном итоге намного важнее размеров их оплаты труда.
Внимательный читатель задаст вопрос: «А как же отличить персик, ведь у нас рынок с ассиметричной информацией?» А вот это второй шаг. Должен быть изменен подход к рекрутингу IT-персонала. Сейчас на первом собеседовании соискателя на вакансию встречает, как правило, молодая девочка без существенного опыта за плечами. Она задает типовые вопросы и предлагает типовую ставку. Как на это реагируют лимоны и персики, можно посмотреть в описании игры выше. Да, это дорого - проводить первичные собеседования высококвалифицированным, опытным сотрудником. Но здесь возникает вопрос: «А не дорого ли нам обходится регулярный найм лимонов, и что мы будем делать, когда рынок персиков окончательно схлопнется?»

Комментариев: 13

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

13.03.2015 23:05:14

Тема интересная, но изложение ее довольно странное. Запутанное, сильно иносказательное. Мне кажется, что у автора что-то сильно на душе наболело, но прямо он о наболевшем не решается сказать... А лучше было бы сказать прямо, а не иносказательно.

Я с теорией Акерлофа не знаком. Но в изложении в посте она выглядит довольно странно. Может быть, она изложена неверно?

Персики должны исчезнуть. Но у меня, на Преображенском рынке, их полно, лимоны тоже есть, но они не очень заметны.

Автомобили на вторичном рынке тоже продают разные, не только рухлядь.

Может быть, автору стоит сформулировать свою проблему более ясно, не прибегая к сложным, и как видится, не очень верным, аллегориям?

14.03.2015 10:29:26

В примере с наймом ИТ-персонала нет никаких аллегорий: просто персики и лимоны используются для краткости изложения. Я бы эту терминологию еще более упростил, оставив персики и "персики". Первые - красивые, спелые и вкусные, вторые - только красивые. Действительно, мы видим, что в супермаркетах (где надкусить нельзя) остаются только "персики". Так что, идеальная модель, по видимому, работает.
Не очень ясно, правда, за что там дали Нобелевку. Возможно, у этой модели есть и менее тривиальные результаты, тогда другое дело.

14.03.2015 10:55:25

Нет, все равно ничего не понимаю. Какие-то проблемы с набором кадров? Что-то изменилось за последнее время? Ну, так и нужно так написать - что именно изменилось, что нужно делать в изменившихся условиях.
Остались только "недоучки"? А куда персики делались?

Аналогия с фруктами не понятна. Я пока вижу, что фрукты резко дорожают. Да, попробовать продукты нельзя (хотя - на нашем Преображенском рынке - можно), но можно взять пару штук и попробовать. И в следующий раз не покупать.

С кадрами решение проблемы "попробовать" тоже известно: делаются некоторые тестовые испытания человека, "испытательный срок", а уже потом подписывает долгосрочный контракт. Честно говоря, не вижу проблемы.

О чем пост, я так и не понял.


14.03.2015 19:30:16

Цитата
Аналогия с фруктами не понятна.


При разговорах о творческом персонале я (да и не только я, а и грамотные HR-менеджеры тоже ) оперировал бы не аналогиями с готовыми к употреблению фруктами (персиками) и "фруктами" (лимонами), а плодовыми деревьями, за которыми работодатель ("садовник") должен заботливо ухаживать, дабы собирать с них (не без пользы для себя) хороший "урожай". Ведь мало приобрести хорошие "саженцы". На "плохой почве" они "сгниют на корню". Причем почва эта - не только материальные стимулы. Но и нематериальные тоже. Только не надо путать нематериальные стимулы с соцпакетами! Они (нематериальные стимулы) тесно связаны с корпоративной культурой, которая, в свою очередь, в немалой степени зависит от стиля руководства

16.03.2015 07:25:25

Хорошая аналогия. Про персонал, согласен, даже лучше чем персики и лимоны. Во только, очень мало кто про это задумывается и реализует на постоянной основе. Иначе не ходила бы присказка, про то, что в компанию приходят по сотне причин, а вот уходят, как правило, от непосредственного начальника.

16.03.2015 07:24:05

Я очень люблю лимоны, особенно с медом... Акерлофа ввел эти понятия, просто как нечто сладкое (супер) и нечто кислое (совсем не супер). Предложенный Сергеем варианта персики и "персики" про то же самое. Само-собой, с реальными лимонами и персиками такой проблемы нет, вы абсолютно правы, можно взять пару и попробовать. А вот с подержанными автомобилями, вы вряд ли будете брать пару на пробу... То же самое с персоналом, да, есть испытательный срок, но если вы купили лимон, то у вас потрачены деньги на найм, зарплата за три месяца испытательного срока, да и когда этот лимон придет в команду он снизит ее производительность (персик тоже снизит, т.к. его надо вводить в курс дела, учить и т.д., но он потом все эти инвестиции вернет). Аналогичная ситуация, например, на рынке фриланса. Выбирая фрилансера очень сложно отлечить персик от лимона. Тоже приходится идти на выдачу для начала мелкого проекта и т.д.

16.03.2015 08:47:08

Ваш тезис о том, что "рынок персиков исчезает" неверен. Зайдите в магазин или на рынков - их там полно. А раз неверен вывод, то и теории, которая привела к нему, есть ошибки.

С подержанными автомобилями все тоже очень просто. Это вам любой маломальский профессионал скажет. Их реальное качество определяется очень легко.

Нет иного способа узнать вкус фрукта, кроме как попробовать его. Вы можете минимизировать эти усилия, но свести их к нулю нельзя. Так и с набором кадров.

И что вы хотели сказать в посте - так и не понятно. Да, найм сотрудников - дело не простое. Ну и что?

Что-то изменилось на рынке труда? Что-то изменилось в методике подбора? Ну, так и напишите об этом....

16.03.2015 17:41:34

Коллега, еще раз, это аналогия. Ни персики, ни лимоны, на рынке персиков и лимонов не исчезают...

16.03.2015 17:44:25

Извините за навязчивость: а пост-то о чем?

16.03.2015 17:55:41

Есть теория, предложенная Акерлофа, про рынки с асимметричной информацией. В рамках этой теории, я попробовал посмотреть на рынок вакансий IT. Похоже что теория применима, похоже, что выводы предложенные Акерлофа, про то, что сложность определения квалификации нанимаемого сотрудника, может привести к исчезновению таких сотрудников с рынка, имеет смысл. Что доверяя первую встречу девочке без жизненного опыта, можно пропустить персик. Что в долгосрочной перспективе может привести к исчезновению персиков с рынка. Под персиком в данном случае понимается специалист с хорошей квалификацией, мотивацией, но не умеющий проходить собеседования.

16.03.2015 18:21:16

Вам, конечно, как автору виднее, но я бы просто там и написал бы: собеседование с соискателями должны проводить профессионалы, а не бестолковые сотрудники (не хотелось бы обвинений в сексизме smile:-).
Но все равно непонятно: почему должны исчезнуть "персики" с рынка? Прогорит тот магазин, где фрукты принимают без надлежащего контроля. А те, кто работает нормально, - выиграют.

При чем тут теория Акерлофа, я так и не понял. Наверное, не дано smile:-)

16.03.2015 18:28:01

да правильно он говорит, чётко намекает, что трындец в отрасли
то что требует больших знаний и усилий, почти не оплачивается
системные программисты вообще как класс вымирают, а это реальный сектор - машиностроение и пр.

16.03.2015 18:39:23

Если бы он так и сказал, без витиеватых аналогий, то был бы и предмет для разговора.
Но только, если класс системных программистов вымирает, то, я совершенно уверен, не из-за кадровых сотрудников с 8-ю классами образования. А потому, что у нас умирает (или уже умер) этот самый реальный сектор экономики. И умер не по причине бестолковых "девочек".

Тогда давайте так и говорить, что у нас системные программисты не востребованы. И потому они уезжают туда, где востребованы.

Я только что вернулся из Франции, отдыхал. И встретился со старинным приятелем, который живет там. Там, на Юге Франции (Лион, Гренобль) создают целый новые машиностроительные кластеры (как это у нас модно говорить), в существенной степени построенные на школе МВТУ (позволю себе привычное название).

Да, это - проблема, есть о чем говорить. А сводить истоки проблемы к бестолковым кадровиками - это просто не серьезно. В чему все эти "лимоны-персики"? Давайте называть вещи своими именами, А то "если кто-то кое-где у нас порой..."

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии