НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-менеджмент:

Блог

Персики, лимоны, рынок вакансий в IT и как все это связано

В 2001 году Джордж Акерлофа получил нобелевскую премию по экономике за анализ рынков с ассиметричной информацией. Ходит байка, что когда он впервые отправил статью про персики и лимоны в экономический журнал, ее отклонили, посоветовав такие статьи отправлять в журналы по садоводству. Что же за понятия персиков и лимонов ввел Акерлофа, и какое отношение они имеют к рынкам с ассиметричной информацией? И вообще, причем здесь вакансии в IT? Вот об этом и предлагаю поговорить.[spoiler]
Одним из очень ярких примеров рынка персиков и лимонов является рынок подержанных автомобилей. Под персиком на нем понимается хороший автомобиль, под лимоном - автомобиль, только выглядящий как хороший, но таковым не являющийся. Покупатель, в отличие от продавца, не владеет информацией о том, какой автомобиль перед ним. Это и есть рынок с ассиметричной информацией. Из-за такой асимметрии продавец персика не может запросить цену выше, чем стоящий рядом продавец лимона. Ведь в этом случае покупатель купит лимон, поскольку при осмотре персик и лимон выглядят одинаково.
Теперь от рынка подержанных автомобилей перейдем к вакансиям в IT. На рынке труда ситуация очень похожа. Кандидатов можно условно разделить  на две группы: лимоны (вроде что-то и умеют, но работать и учиться особо не хотят) и персики (может, не всегда много знают, но много и продуктивно работают, хотят обучаться, расти). Понятно, что кандидаты, как правило, адекватно оценивают себя, а вот рекрутеры не всегда. Отличить лимон от персика, особенно, когда лимон уже прошел несколько собеседований, а персик пришел только на первое-второе, практически невозможно. Ситуация усугубляется еще тем, что рекрутер, возможно, и хочет персик, но, имея «лимит по цене», готов взять и лимон, лишь бы закрыть вакансию. А выбирая лимон, он еще и деньги «сэкономит». Сэкономит в кавычках, так как после покупки лимона компании в достаточно краткосрочной перспективе придется его увольнять, открывать вакансию и снова начинать круг поиска.
Давайте взглянем на эту ситуацию с точки зрения теории игр. Рассмотрим атомарную игру, в которой рекрутер предлагает оффер, а кандидат принимает или отклоняет его. Для простоты, пусть лимон приносит компании 50 единиц прибыли, а персик 200. В случае, когда лимон и персик не знают своей стоимости, выставив цену в 125 единиц, набирая одинаковое количество лимонов и персиков, на каждом лимоне мы будем терять 75 единиц, а на персике получать 75 дополнительных. Глядя на существующий рынок труда, мало кто согласится, что количество лимонов и персиков на нем одинаковое. Получается, что даже в условии симметрии информации ( когда ни рекрутер, ни кандидат не знают, кто он - персик или лимон) мы остаемся на нуле только при одинаковом количестве лимонов и персиков на рынке. Но, если цена всех будет одинакова, то персики с рынка будут вымываться: зачем учиться, если все равно будешь стоить 125?
Ситуация становится еще хуже, когда информация асимметрична. Персик, получив предложение в 125, от него откажется, ведь он знает, что его цена 200. А вот лимон, услышав 125, согласится, ведь он-то знает, что его красная цена 50. К чему же это приводит:
1. Лимоны переоценены
2. Персики недооценивают, становиться ими нет резона и…
3. Рынок персиков исчезает
Собственно за эти выводы Джордж Акерлофа и получил нобелевскую премию по экономике.
Как же можно предотвратить исчезновение рынка персиков? Самое главное - это не соглашаться на лимон, если вам нужен персик. Очень показательный пример описан в одном из номеров  Harvard Business Review Россия в заметке "Во что обойдутся низкие зарплаты", где сравнивается стратегия Wal-Mart, проявляющаяся, в частности, в жестком ограничении зарплат сотрудников, и его прямого конкурента Costco, у которого относительные затраты на персонал существенно выше, а число сотрудников во столько же раз меньше. Показано, что в долгосрочной перспективе Costco получает надежный и эффективный персонал, а также низкую текучесть кадров. Ведь наличие талантов в организации в конечном итоге намного важнее размеров их оплаты труда.
Внимательный читатель задаст вопрос: «А как же отличить персик, ведь у нас рынок с ассиметричной информацией?» А вот это второй шаг. Должен быть изменен подход к рекрутингу IT-персонала. Сейчас на первом собеседовании соискателя на вакансию встречает, как правило, молодая девочка без существенного опыта за плечами. Она задает типовые вопросы и предлагает типовую ставку. Как на это реагируют лимоны и персики, можно посмотреть в описании игры выше. Да, это дорого - проводить первичные собеседования высококвалифицированным, опытным сотрудником. Но здесь возникает вопрос: «А не дорого ли нам обходится регулярный найм лимонов, и что мы будем делать, когда рынок персиков окончательно схлопнется?»
Колесов Андрей
Вам, конечно, как автору виднее, но я бы просто там и написал бы: собеседование с соискателями должны проводить профессионалы, а не бестолковые сотрудники (не хотелось бы обвинений в сексизме :-).
Но все равно непонятно: почему должны исчезнуть "персики" с рынка? Прогорит тот магазин, где фрукты принимают без надлежащего контроля. А те, кто работает нормально,  - выиграют.

При чем тут теория Акерлофа, я так и не понял. Наверное, не дано :-)
Ruslan
да правильно он говорит, чётко намекает, что трындец в отрасли
то что требует больших знаний и усилий, почти не оплачивается
системные программисты вообще как класс вымирают, а это реальный сектор - машиностроение и пр.
Колесов Андрей
Если бы он так и сказал, без витиеватых аналогий, то был бы и предмет для разговора.
Но только, если класс системных программистов вымирает, то, я совершенно уверен, не из-за кадровых сотрудников с 8-ю классами образования. А потому, что у нас умирает (или уже умер) этот самый реальный сектор экономики. И умер не по причине бестолковых "девочек".

Тогда давайте так и говорить, что у нас системные программисты не востребованы. И потому они уезжают туда, где востребованы.

Я только что вернулся из Франции, отдыхал. И встретился со старинным приятелем, который живет там. Там, на Юге Франции (Лион, Гренобль) создают целый новые машиностроительные кластеры (как это у нас модно говорить), в существенной степени построенные на школе МВТУ (позволю себе привычное название).

Да, это - проблема, есть о чем говорить. А сводить истоки проблемы к бестолковым кадровиками - это просто не серьезно. В чему все эти "лимоны-персики"? Давайте называть вещи своими именами, А то "если кто-то кое-где у нас порой..."