НовостиОбзорыСобытияIT@Work
ИТ-менеджмент:

Блог

Как стать востребованным ИТ-специалистом?

Если вы хотите сделать карьеру и стать востребованным специалистом -- например, в области ИТ, ИКТ или МКТ (медиа-коммуникационные технологии) -- вам необходим не только обширный практический опыт, но и глубокие теоретические познания. Где можно получить хороший практический опыт, обычно понятно. А вот где приобрести полезные теоретические познания (с учетом ваших материальных возможностей и особенностей региона, в котором вы проживаете)?

Наивно полагать, что ИТ-познания, полученные вами в самых крутых отечественных или зарубежных вузах, будут все так же актуальны через семь, а то и пять лет (жизненный цикл новых знаний в области высоких технологий имеет тенденцию к перманентному снижению). Поэтому, чтобы быть в хорошей ИТ-форме, необходимо постоянно повышать уровень своего ИТ-образования всеми доступными вам способами. Путей тут много. Самый привлекательный  из них – корпоративное обучение за счет работодателя. Однако здесь все зависит от корпоративной культуры предприятия, в котором вы работаете. Далеко не все работодатели (особенно отечественные) стремятся вкладывать деньги в обучение рядовых сотрудников, линейных руководителей, менеджеров среднего звена и даже топ-менеджеров.

Видимо, в лучшем положении находятся сотрудники крупных предприятий и организаций, в которых есть мощные и влиятельные HR-департаменты, возглавляемые дальновидными руководителями. Хуже приходится сотрудникам малых и средних предприятий. И совсем плохо – тем, кто работает в небольших компаниях или организациях (где денег на развитие кот наплакал). Одним словом, девиз “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих” смело можно трансформировать в лозунг “Образование трудящихся – дело рук самих трудящихся”. И не надо ждать милостей от государства и/или работодателя. Надо брать инициативу в свои руки! И чем раньше, тем лучше. Знания, как известно, лучше усваиваются в молодом возрасте. Хотя “сесть за парту” (традиционную или электронную) никогда не поздно. Вспомните пословицу: “Век живи—век учись”. С годами актуальность этой поговорки только возрастает!

Знания – это то, что невозможно украсть. Более того – уровень ваших знаний не зависит от курсов валют, стоимости барреля нефти или унции золота, а также величины других экономических индикаторов. Считается, что деньги, вложенные в образование, могут принести очень высокие дивиденды. Если, конечно, приобретенными знаниями с умом распорядиться.

Не буду утверждать, что отечественная система образования самая лучшая (или самая худшая) в мире. Но, видимо, все согласны с тем, что её гибкость оставляет желать лучшего. Что же делать в данной ситуации? Один из выходов – активно использовать различные онлайн-курсы. Как бесплатные, так и коммерческие. На что, кстати, весной этого года особое внимание обращала директор по персоналу ЛАНИТ Надежда Шалашилина в эксклюзивном интервью нашему изданию  “ИТ-специалисты и кризис. Стратегии поведения”. Вот фрагмент этого интервью: “Сейчас есть множество интереснейших и к тому же бесплатных айтишных видеокурсов. Правда, большинство из них доступны лишь на английском языке. Но это даже плюс. Так как с помощью этих видеокурсов можно заодно усовершенствовать свой английский. А без знания английского стать истинным ИТ-профессионалом практически невозможно”.

Компании, предоставляющие услуги онлайн-образования, согласно классификации Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), относятся к Интернет-компаниям. А последние, судя по новейшему ежегодному отчету РАЭК и Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) -- см., например, здесь  -- даже в нынешний кризис чувствуют себя относительно неплохо .

Ниже вы видите слайд из доклада заместителя руководителя школы бизнес-информатики по международной деятельности НИУ ВШЭ Михаила Комарова, с которым он выступил вчера на дискуссионной панели “Образование и Интернет”, проведенной в рамках конференц-программы XXVI выставки информационных и коммуникационных технологий Softool 2015, которая в этом году, как и в прошлом, была совмещена в пространстве и времени с форумом RIW-2015 (Russian Interactive Week 2015).



Из данного слайда следует, что в этом году, согласно оценкам ресурса www. edSurge.com, объем мирового рынка онлайн-образования превысит 50 млрд. долл. Но то в мире. А что происходит с онлайн-образованием в России? Ответ на этот вопрос дает ещё один слайд из презентации Михаила Комарова (он изображен ниже).



Смотрите: в 2014 г. весь рынк онлайн-образования в России оценивался экспертами всего лишь в 400-500 млн. рублей. Для сравнения: за этот же период рынок репетиторства оказался примерно в сто раз больше (30-40 млрд. руб.). Но ещё более высокий показатель (около 80 млрд. руб.) продемонстрировал рынок корпоративного образования. О чем это говорит: на онлайн-курсы нет платежеспособного спроса или на данном рынке нет адекватных предложений? А может, нет ни того, ни другого?

Похоже, что предложений много. На упомянутой выше дискуссионной панели говорилось о том, что в нашей стране уже сейчас насчитывается около пяти десятков площадок, с помощью которых можно пройти самые различные онлайн-курсы, ориентированные как на новичков, так и на профессионалов. Причем популярность почти каждой из них стремительно растет. Ниже вы видите слайд, характеризующий динамику популярности одной из площадок онлайн-обучения, ориентированной на школьников и слайд, поясняющий уровень цен на этой площадке.



Источник: дискуссионная панель “Образование и Интернет”, 22 октября 2015 г.

Сравните эти цены с ценами, которые запрашивают репетиторы и ценами, которые предлагают различные “живые” курсы. А затем почувствуйте разницу. При желании можно взять курсы более высокого уровня и сравнить “живые” цены c “онлайновыми”. Впрочем, не надо противопоставлять традиционное (“живое”) обучение онлайновому (дистанционному). Одно другому не мешает. Скорее даже помогает. К тому же, существуют смешанные формы обучения.

Конечно, прохождение онлайн-курсов – не единственный способ повышения своего профессионального уровня. Но согласитесь, что этот способ может оказаться весьма эффективным. Особенно в том случае, если вы выберете правильную онлайн-площадку. Но как её выбрать, чтобы потом не пожалеть о потраченных деньгах, да и потраченном времени? Увы, четких алгоритмов решения этой задачи нет. Тут все зависит от того, какие цели вы перед собой ставите и сколько времени и денег готовы потратить на то, чтобы этих целей достичь.


Источник: презентация представителя Ростелекома на дискуссионной панели “Образование и Интернет”, проведенной в рамках конференц-программы выставки Softool 2015, 22 октября 2015 г.
Свинарев Сергей
Но как её выбрать, чтобы потом не пожалеть о потраченных деньгах, да и потраченном времени?

Один из способов - давать бесплатный доступ к нескольким занятиям в рамках курса, чтобы человек мог оценить качество, глубину, сложность предлагаемого курса и достаточность своей подготовки для усвоения данного материала.