Внимательно рассмотрев отчеты аналитических компаний о рынке дополнительных услуг связи, я с удивлением отмечаю, что реализация неигрового софта не только для телефонов, но и для смартфонов и коммуникаторов занимает на нем совершенно незначительную долю. Российские контент-провайдеры, поглощенные перепродажей медиаэлементов не самого лучшего качества, не заинтересованы в долгосрочных инвестициях в рынок, да и нет среди них какого-либо единства по поводу стратегии развития систем приобретения контента с помощью мобильных терминалов. Операторы же связи пребывают по этому поводу в полном спокойствии (что очень странно), получая деньги буквально из воздуха и крайне осторожно развивая услуги передачи данных через скоростные сети.

Сейчас, на мой взгляд, рынок реализации делового и системного служебного ПО для мобильных устройств похож, образно говоря, на неряшливую торговую улицу далеко не самого крупного мегаполиса. Здесь есть множество маленьких магазинчиков с весьма ограниченным ассортиментом и локальными системами оплаты, есть большие развалы пиратского ПО, разбросанные “по углам” бесплатные версии разных программ, причем заранее не ясно, будут они работать или нет (некоторые могут так замечательно “подвесить” мобильное устройство, что впору заносить их в категорию зловредных вирусов). И только где-то вдалеке можно обнаружить два торговых молла с удобной парковкой и светящимися неоновыми вывесками — это App Storeи Android Market, где можно найти широкий спектр программного обеспечения для “умных мобильных”.

Конечно, пока эти два магазина диаметрально противоположны: закрытая и открытая системы; четкий контроль и реальная свобода для разработчиков; многочисленный список различных “нельзя” (к примеру, в App Store не допускается ПО, которое дает возможность звонить с iPhone по VoIP или использовать устройство в качестве внешнего модема) и, с другой стороны, только вежливые напоминания о том, что в магазине запрещено размещать опасное содержимое (скажем, вирусы). Наверное, так должно было случиться — у Apple и Google изначально различные бизнес-модели поведения в окружающей среде. Но при всей кажущейся разности эти магазины похожи тем, что удобны для пользователей. Кроме того, адрес такого торгового молла прописан по умолчанию в браузере коммуникаторов, которые работают под управлением соответствующих операционных систем, и не зависит от того, в какой стране живет покупатель: торговые полки доступны для всех, кто владеет легально приобретенным устройством. Такие каталоги ПО удобны тем, что имеют хороший рубрикатор, а оплата производится с помощью пластиковых карт.

“Обездоленными” остаются пока владельцы устройств под управлением Windows Mobile и Symbian — их производители, правда, реализуют локальные проекты, но только для своих терминалов. Операторы, даже крупные европейские, действуют аналогично. Единственный выход в этой ситуации — проекты от производителей ОС: корпорации Microsoft (развивает Windows Mobile) и компании Nokia (практически монопольно контролирует Symbian).

Логично будет предположить, что такая ситуация должна быть исправлена в скором времени. Ведь несмотря на всевозможные системы синхронизации (к примеру, Active Sync для Windows Mobile), установка ПО для этих распространенных платформ проходит, как на старых ПК: надо найти дистрибутив (в данном случае — один-два архивных файла), проверить совместимость со своим устройством, а затем установить. Это не сложно, но занимает значительное время.

Конечно, Apple и Google пока легче — количество терминалов под эти ОС ограниченно, и производителям не нужно задумываться над портированием своего ПО под различные диагонали дисплеев. Скорее всего Microsoft будет развивать online-магазин как для деловых, так и для игровых программ, а Nokia (и консорциум Symbian) — в основном информационно-развлекательные сервисы (прообразом этого может служить проект компании Ovi, состоящий из Nokia Music Store и Nokia N-Gage).

Между тем даже существующим магазинам не хватает определенных типов контента — к примеру, современных карт местности для смарфонов и коммуникаторов со встроенным адаптером GPS, развитого набора коммуникационных программ (поддерживающих среди прочего VoIP), а также широкого спектра программ-клиентов для доступа к социальным сетям и серверам видеохостинга с мобильных устройств. Кроме того, подобные сервисы только выиграют от подключения к ним раздела по продаже электронных книг (он может быть так же популярен, как музыка в электронном магазине iTunes) — это крайне перспективное направление и для специальных E-book (имеется как минимум дюжина различных модификаций подобных изделий), и для “умных” терминалов.

Версия для печати