В начале декабря в Москве прошла 1-я межрегиональная конференция “Мобильная коммерция 2008” — интересное мероприятие, посвященное инновационным способам оплаты товаров и услуг с использованием сетей подвижной (мобильной) связи и распространению в России дистанционных банковских услуг. Как отметил Иван Кузнецов, руководитель проекта “Мобильные платежи” Инфокоммуникационного союза, “на фоне слаборазвитой инфраструктуры безналичных платежей, привязанной к эмиссии банковских карт, масштаб проникновения мобильной связи в России особенно впечатляет, а перспективы развития мобильных платежей в качестве альтернативы операциям с пластиковыми банковскими картами максимально обнадеживают”. Однако в сравнении с динамикой мирового рынка мобильной коммерции наш рынок мобильных платежей пока находится в стадии формирования. Несмотря на оптимистичное обращение Алексея Солдатова, заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ, в котором он отметил, что “внедрение мобильных платежей и мобильного банкинга позволит обеспечить доступ широких слоев населения России к современным платежным услугам через сети подвижной связи”, дальше пилотных внедрений у операторов “Большой тройки” дело не идет. Основных проблем две — техническая и законодательная.

Без сомнения, как только операторы мобильной связи смогут создать работоспособную и децентрализованную систему мобильных платежей, их “индекс инноваций” начнет расти взрывообразными темпами. Но это не так просто — пользователям требуется предложить действительно массовый продукт, к которому будет легко подключиться, достаточно просто использовать, он должен обладать широким спектром действия и быть достаточно известным для того, чтобы свой виртуальный счет можно было бы пополнить с помощью электронных систем самообслуживания, через банкоматы или самые обычные кассы в супермаркетах. Возможно, базовой компанией для этого станет CyberPlat, которая уже сейчас обеспечивает проведение платежей в пользу операторов мобильной связи из более чем 200 тыс. торговых точек и 100 коммерческих банков.

Кроме того, в настоящий момент основные усилия компаний-операторов “большой тройки” и финансовых организаций сосредоточены на разработке технической и правовой схемы, которая позволила бы объединить разрозненные проекты в области мобильной коммерции в унифицированную инфраструктуру. Как отметил Руслан Ибрагимов, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам компании МТС, “наиболее адаптивной, с этой точки зрения, является концепция микроплатежей, при которых трансферты на 5—35 тыс. руб., не связанные с предпринимательской деятельностью, оператор мобильной связи мог бы списывать по поручению своих клиентов с их абонентского счета”. В настоящий момент эта практика, осуществимая технически, не может быть реализована из-за того, что ЦБ РФ считает подобные операции банковскими и требует проводить их только через финансово-кредитные учреждения. Между тем, предоставляя пользователю достаточно простую систему управления своим счетом с помощью мобильного терминала (через wap, как у “МегаФон-Москва”, с помощью Java-аплетов на SIM-карте, как у МТС, посредством SMS и веб-сайта, как у “ВымпелКома”), можно было бы реально ускорить проведение небольших переводов, которые составляют львиную долю банковских платежей от частных лиц. Кстати, в большинстве случаев подобные операции для финансово-кредитных учреждений являются убыточным или минимально рентабельным.

По мнению Дениса Зырянова, начальника отдела мобильной коммерции и платежей компании “ВымпелКом”, наиболее типичными сервисами для оплаты с помощью мобильного телефона являются продажа билетов в кино и на транспорт, прием штрафов ГИБДД, оплата услуг ЖКХ, доступа в Интернет и IPTV, услуг связи различных операторов связи. При этом, “привязав” к своему электронному счету абонента пластиковую карту практически любого банка-эмитента или внеся средства на свой электронный счет у оператора связи, пользователь имеет возможность осуществить платеж практически мгновенно, причем с оперативным подтверждением списания в виде SMS. Именно обеспечением таких типовых услуг на первом этапе внедрения сервисов мобильной коммерции занимаются практически все операторы связи.

Для развития популярности подобных сервисов необходимо создание прозрачных и понятных условий для подключения к универсальной платежной платформе новых участников, а также увеличение перечня услуг и товаров, которые можно оплатить с помощью мобильного телефона. В этой связи интересна идея создания единого центра координации мобильной коммерции в России, реализуемая в рамках проекта “Мобильные платежи” Инфокоммуникационного союза. По замыслу участников проекта данная организация должна стать центральным административным органом, осуществляющим функции стандартизации и внутреннего регулирования российского рынка мобильной коммерции.

К слову, один из вполне перспективных вариантов развития мобильных платежей —стыковка этого сервиса с проектом “Социальная карта”, пилотные зоны которого развернуты в некоторых регионах России. По мнению представителей Инфокоммуникационного союза и “Росинформтехнологий”, на таком массовом носителе вполне может быть размещен сертификат ключа подписи, который даст возможность четко идентифицировать пользователя, проводящего тот или иной платеж с использованием технических средств доступа через Интернет (компьютера или сотового телефона). Кроме того, подобный сертификат может быть размещен кроме пластиковой карты с чипом на SIM-карте мобильного терминала. Отметим, что аналогичный проект развивается в Эстонии, где социальные карты, идентифицирующие пользователя, есть у каждого жителя страны.

Версия для печати