После успешного опыта компаний Apple и Google, открывших свои электронные магазины приложений для мобильных пользователей еще в прошлом году, а также Palm, проект которой стартует в самое ближайшее время, их примеру последовали Nokia и Samsung, анонсировавшие виртуальные торговые моллы на Mobile World Congress 2009 в Барселоне.

Отметим, что подобные магазины многофункциональны — в отличие, к примеру, от Apple Store, где представлено только ПО (поскольку у компании есть отдельный iTunes для музыкальных композиций), виртуальные торговые моллы остальных игроков рынка сделаны по принципу “все-в-одном”. В таких магазинах можно найти и ПО, и медийный контент (музыка, подкасты и т. д.). Проект Nokia для платформ S40 и S60 будет носить имя Ovi Store и первым устройством, преднастроенным для работы с этим сервисом, будет модель N97. Остальным пользователям “умных” терминалов Nokia придется загрузить специальную программу-клиент.

Название магазина у Samsung (для терминалов с платформой S60 и Windows Mobile) звучит тоже просто — это Mobile Apps, где могут зарегистрироваться только члены проекта разработчиков Samsung Mobile Innovator. Пока он доступен жителям Великобритании, но в ближайших планах — страны Европы и США.

Интересно, что уже можно выделить основные признаки подобных сервисов. Во-первых, полная открытость для разработчиков и централизация всего ПО на одной площадке: несколько тысяч приложений доступны с помощью единообразного каталога программ, оснащенного системой поиска и рейтингования. Подобный сайт, конечно, имеет несколько крупных зеркал для наиболее быстрой загрузки приложений — обычно на базе площадок крупных операторов связи. Типичная схема разделения доходов — 70% автору ПО, 30% достается площадке за биллинг и доставку приложения. Кроме того, пользователь оплачивает интернет-трафик. Во-вторых, оплата принимается только по пластиковым картам, данные которых можно указать в своем личном кабинете на подобном ресурсе. И, наконец, установка ссылок на такой виртуальный магазин по умолчанию в веб-браузере каждого устройства, которое сходит с конвейера того или иного производителя: ресурсы, созданные операторами связи, могут в этом случае даже терять определенную долю своих активных посетителей. Именно поэтому операторы активно продвигают аналогичные идеи в масштабах нескольких стран (к примеру, европейский Orange откроет свой онлайновый магазин мобильного ПО на территории всей Европы).

Интересно, что подобные торговые моллы в корне меняют рынок дистрибуции ПО для смартфонов и коммуникаторов: как показывает опыт Итана Николса, который заработал за пару месяцев 600 тыс. долл. только с помощью одной игры iShoot для iPhone, или автора головоломки Trism, которому удалось заработать на продажах своего продукта более 250 тыс. долл., популярным может стать практически каждый программный продукт с оригинальной и свежей идеей. Причем его “раскрутка” по силам и одному человеку с популярным и посещаемым блогом — к примеру, партнерами магазина, кроме всех прочих, станут социальные сети Facebook и MySpace.

Версия для печати (без изображений)