В прошлом году я спросил одного из руководителей HTC о том, почему они не устанавливают в свои коммуникаторы ПО для VoIP. Он ответил, что компания пока не уверена в качестве связи по этому протоколу передачи данных и не готова предлагать пользователям плохой сервис. Ответ точен лишь наполовину — не секрет, что при доминировании операторской модели производитель телефона, смартфона или коммуникатора подвергается жесткому давлению со стороны оператора — ему заказывают не только конфигурацию устройства, но и четко оговаривают комплект предустановленного ПО. Связано это с тем, что оператор таким образом развивает свои дополнительные услуги, доступ к которым (как и адрес операторского wap-портала) “прошивается” в терминал по умолчанию. В нашей стране, кстати, ситуация такая же: покупка торговых сетей цифровой техники операторами связи сделают именно последних крупными игроками на рынке мобильных терминалов.

Производители терминалов, правда, пытаются перехватить инициативу за счет запуска онлайновых магазинов ПО и медиа-элементов, адреса которых они “прошивают” в браузеры всех мобильных устройств, выпускаемых под своей торговой маркой. Но и тут они испытывают ограничения. Основное табу — это ПО, которое может как-либо уменьшить доходы операторов связи от основного бизнеса (сейчас это передача голоса). Так, в Apple Store до сих пор действует прямой запрет на размещение программ, которые могут осуществить VoIP-вызов по каналу сотовой связи (с помощью протокола HSPA). Поэтому вендоры в превентивном порядке ограничивают возможности своих решений — к примеру, VoIP-клиент Fring может производить вызовы, только когда iPhone подключен к Сети по Wi-Fi.

В этой связи шаг компании Nokia по размещению в терминале N97, который позиционируется как мобильный компьютер, VoIP-приложения Skype представляется крайне интересным — компания стала практически первым вендором, где VoIP-клиент будет установлен по умолчанию, что существенно упростит его применение конечным пользователем. Ранее в терминалах этой компании (E-серия) уже были отмечены SIP-клиенты для VoIP-вызовов, но клиентское ПО при этом могло быть любым SIP-совместимым. В данном случае, судя по всему, речь идет о полной совместимости с одним сервисом — в книге телефонных контактов будут размещены и контакты Skype, позволяющие владельцу мобильного устройства увидеть, когда собеседники находятся в сети, а голосовые вызовы будут доступны через сети 3G и Wi-Fi. Среди сервисов Skype, доступных на мобильных телефонах Nokia, будет не только голосовая телефония, но и чат.

Безусловно, подобное ПО будет инсталлировано только на тех устройствах, которые Nokia распространяет на свободном рынке, вне договоренностей с операторами мобильной связи, а также на тех рынках, где влияние провайдеров мобильной телефонии на производителей терминалов пока ощущается слабо (в частности, на российском). Ведь мобильные сети, даже в третьем поколении, всё еще подвержены негативному наследию “телефонной” идеологии — ограничению и учету. Такой подход, конечно, позволит операторам заработать на передаче данных (в среднем 100 кб информации за минуту разговора), но может снизить их выручку от дальних голосовых вызовов. Правда, регионам, где сети 3G еще не развернуты в полной мере, это не грозит — средней скорости EDGE для качественного VoIP-вызова вряд ли хватит.

Хочется верить, что операторам связи в самое ближайшее время придется пересмотреть свое отношение к VoIP в сотовых сетях и предложить для владельцам такого ПО специальные тарифные планы. Ведь VoIP-программы в огромном количестве стали доступны не только для “умных”, но и для обычных телефонов, поддерживающих Java. Кроме того, производители VoIP-решений активно разрабатывают версии своих программ для моделей под управлением Android. Надеюсь, что никакие ограничения не смогут остановить применение VoIP в сотовых сетях, разве что немного отсрочат его широкое внедрение.

Версия для печати