Регулярно читая аналитические отчеты о мировом и российском рынках WiMAX, я замечаю, как оценка экспертов медленно меняется с “плохо” на “осторожный оптимизм”. И для этого есть свои основания.

Основным двигателем мобильной версии WiMAX стало осознание того факта, что данная технология не является прямой угрозой или альтернативой 3G-сетям. Это дополнение, “заточенное” только под предоставление услуг быстрого доступа в Сеть. Даже VoIP, который так не жалуют операторы мобильной связи, в случае с мобильным WiMAX тоже не самая главная технология, используемая по “остаточному принципу” — как дополнение к видеоконференцсвязи. Главная задача подобных сетей — скоростной доступ в Сеть с помощью USB-донгла или встроенного в мобильный ПК мобильного модема в незагруженной, относительно провайдеров мобильной связи, беспроводной сети. Дополнительные сервисы (IPTV, коллекция аудиозаписей и т. д.) вторичны: пользователям нужен Интернет “по воздуху” в ограниченно мобильном режиме, когда они работают с социальными сетями, веб-сайтами, файловыми архивами, находясь на работе или дома, в кафе, кинотеатре или аэропорту (т. е. в стационарном положении, не в движении).

Немаловажным является и постепенное увеличение числа сертифицированного “железа”), которое может работать по принципу “все со всеми” — крупные производители техники стали выпускать их действительно большими сериями. На конец I квартала 2009 г., по информации Intel, сертифицировано уже 167 устройств для WiMAX (USB-модемы, маршрутизаторы, Express-карты и т. д.). Кроме того, недавний анонс более чем 30 моделей мобильных ПК со встроенными модулями WiMAX демонстрирует крайне активные усилия Intel по продвижению этого стандарта связи для офисных работников и частных пользователей. Собственно, усилия на этом рынке одного из крупнейших производителей чипов ни для кого особенным секретом и не были, но в настоящий момент они воплотились в двух вполне конкретных проектах. Первый — субсидирование чипов для мобильного WiMAX: стоимость мобильных ПК с ними и без них одинакова. Второе — тщательная работа с поставщиками, результатом которой является встраивание чипов для мобильного WiMAX в широкий спектр устройств: от нетбуков до мощных игровых ноутбуков, которые позиционируются как замена стационарному ПК.

В 2008 г. суммарное количество контрактов фиксированных и мобильных абонентов WiMAX приблизилось к 4 млн. (данные J’son & Partners), а прирост с конца 2007 г. составил 120%. Это не много. Возможно, активное продвижение оборудования поможет реализоваться прогнозам, согласно которым к 2012 г. объем мирового рынка WiMAX достигнет 60 млн. абонентов. Из них порядка 65% будет приходиться на мобильную версию стандарта.

Фактически развитие WiMAX можно сравнить с тем, что было лет пять назад с Wi-Fi: сначала рынку было предложено огромное количество устройств с этим модулем беспроводной связи и только после этого число хотспотов стало расти лавинообразно. Сейчас среди точек доступа есть хотспоты, размещенные не только в кафе и ресторанах, но и в автоцентрах, кинотеатрах и салонах красоты, а еще в 2003 г. по поводу открытия первых публичных хотспотов компании собирали отдельные пресс-конференции. Если обратиться к цифрам, то наибольшее количество хотспотов, конечно, в США (по данным JiWire — больше 68 тыс. общественных точек доступа), и Великобритании (27 тыс.), но и несколько тысяч точек для России (включая сеть Beeline Wi-Fi) — тоже хорошо. Это не считая маршрутизаторов Wi-Fi в деловых центрах и частном владении.

Распространение получит и WiMAX, но организовано это будет, конечно, иначе — несколько крупных сетей национального масштаба, сценарий развития которых будет аналогичен развитию сотовых сетей в России: Москва, Санкт-Петербург, города-миллионники и активная региональная экспансия.

Вообще, с развитием WiMAX-сетей в России у пользователей достаточно быстро меняется представление о стоимости беспроводного Интернета. С одной стороны, позиция операторов сотовой связи — помегабайтная оплата, оплата “в оба конца” (как за загруженную, так и за отправленную информацию), высокая стоимость внутрисетевого и международного роуминга. С другой -- WiMAX с безлимитным трафиком или, как минимум, отсутствие оплаты за отправленные данные, а также какого-либо роуминга внутри страны, единая цена на подключение в разных регионах, которая, отметим, часто ниже аналогичных по скорости предложений от кабельных провайдеров. Почувствуйте разницу.

Между тем пока что основными пользователями мобильных WiMAX-сетей являются две четко определенные группы пользователей. Первая -- это корпоративные клиенты, которым во время финансового кризиса необходимо снизить стоимость доступа в Сеть в деловых центрах и обеспечить своих “надомников” доступом к электронной почте и корпоративной сети (не все можно сделать с помощью BlackBerry или других коммуникаторов).Вторая — мобильные во всех смыслах этого слова частные пользователи и сотрудники СМБ-компаний. Поскольку рынок только в самом начале пути, массовый спрос на мобильный WiMAX нам пока не грозит. Возможно, это к лучшему — незагруженная сеть позволит достичь максимальных скоростей уже подключенным пользователям.

Версия для печати