Несмотря на возможные ограничения, слухи о которых время от времени появляются в госорганах власти или СМИ, VoIP для мобильных сетей остается наиболее “живучей” технологией. Мало того, операторы связи самостоятельно начинают выпускать программные приложения для мобильных ПК и сотовых терминалов, стараясь перехватить пользователей и приучить их применять свои решения, а не малораспространенные сервисы от сторонних разработчиков ПО. Безусловно, бесплатный режим в таких сервисах ограничен, но цены гораздо ниже традиционных способов голосовых вызовов.

Одним из первых операторов, решивших развивать VoIP для своих клиентов, стал “МегаФон” — в середине лета компания представила проект “Мультифон”. Пока что это стандартное компьютерное приложение для Windows XP или Vista, функционирующее по принципу “несколько в одном” — у пользователя есть возможность осуществлять звонки по VoIP (с точным отображением номера абонента), отправлять сообщения в чате (аналог ICQ), а также пересылать на мобильные телефоны SMS или MMS. При этом замыкаться только на своих пользователях в “МегаФоне” не стали — загрузить ПО и подключиться к серверу авторизации могут и пользователи МТС и “ВымпелКома”. Но им будут доступны только звонки “компьютер — компьютер": ведь в будущем за звонки по направлению ПК — телефон столичный филиал компании “МегаФон” планирует взимать плату как в “домашнем” тарифе пользователя или чуть-чуть меньше. А вот версии для мобильных смартфонов и коммуникаторов пока не планируется, очевидно, чтобы не уменьшать поступления от роуминговых платежей.

Разумеется, “Мультифон” не первая подобная программа на рынке, ранее аналогичную функциональность (в платном варианте) демонстрировала EZTalk, здравствующая и поныне. Причем — сразу применительно к мобильным устройствам. Она действует по принципу клиент-серверного запроса, при этом входящие звонки в сетях сотовой связи являются бесплатными. Когда же абонент совершает исходящий звонок, программа, установленная на его аппарате, по каналам передачи данных сотового оператора (EDGE/GPRS) либо по служебным каналам связи (SMS или USSD-команда) отправляет запрос на сервер организатора VoIP-сервиса, который и осуществляет вызов требуемого номера. После этого тот же сервер инициирует обратный звонок на вызывающий номер и обеспечивает коммутацию разговора. Кроме того, не стоит забывать мобильную версию у Skype, но здесь вызовы идут только по каналам передачи данных, к примеру Wi-Fi.

Еще одно подобное приложение для мобильных терминалов в начале августа предложил оператор “Межрегиональный ТранзитТелеком” — решение MTTalk разрабатывалось давно и обладает всем стандартным функционалом для ПО такого типа. Во-первых, это возможность устанавливать соединение не только по GPRS/EDGE/HSDPA, но и по Wi-Fi при нахождении абонента в домашней сети. В роуминге абонент лишь отправляет команду на USSD-вызов и включается в схему call-back, описанную выше. Во-вторых, мобильное приложение адаптировано для коммуникаторов любых марок работающих на базе платформы Windows Mobile v.5.0 и выше, а также мобильных телефонов, работающих на ОС Symbian (Nokia, Sony Ericsson, Samsung, LG, Motorola) с поддержкой Java MIDP 2.0, CLDC 1.1. По сути, подобное приложение объединяет в себе удобство набора номера и управления контактами в телефоне, так как телефонная книга абонента автоматически (с его разрешения) “подхватывается” программой. В-третьих, оплата. Если в EZTalk взнос средств осуществляется прямо на счет абонента, то у MTTalk реализован другой принцип — пользователю необходимо купить и активировать виртуальную карту связи MTT фиксированного номинала, с помощью которой он и сможет совершать вызовы.

Для сравнения стоимости вызовов с помощью мобильного VoIP EZTalk, Skype, MTTalk и, как противовес, стационарного “Ростелекома” приведены в таблице. Отметим, что в ней мы представили только тарифы “в лоб” для частных пользователей (для “Ростелекома” — при условии выбора оператора связи при каждом вызове в автоматическом режиме) без каких-либо дополнительных ТП (только у “Ростелекома” и EZTalk их по четыре), которые помогут пользователям снизить стоимость вызовов. Обычно у операторов действуют скидки от объема, по преимущественному типу вызова (ночью дешевле) и т. д. То есть указанные цены — практически максимальные.

Очень возможно, что свой VoIP-сервис для мобильных терминалов предложит и оператор “Скартел”, развивающий мобильный WiMAX: подобные планы компании известны еще с весны этого года, но до сих пор не ясно, когда же начнется выпуск терминала с подобной функциональностью.

Стоит отметить, что модель реализации приложений для пользователей мобильных устройств в нашей стране диаметрально противоположна той, что принята в Западной Европе или США. Устраивать виртуальные торговые моллы здесь пока некому (российские операторы “большой тройки” предпочитают не заниматься этим видом бизнеса, а контент-провайдеры не готовы инвестировать в подобный сборник программ), а магазины приложений от производителей еще не пользуются особенным спросом. Поэтому “задушить” мобильный VoIP простым отказом от выставления таких приложений в виртуальных торговых точках, как на зарубежных рынках, не получится.

Таким образом, никакой “войны с VoIP” у российских операторов связи не планируется. Наиболее адаптивные компании разумно предположили, что бороться с VoIP- и SIP-решениями бесполезно (особенно действуя запретительными мерами в сетях 3G), поэтому быстрее и проще будет этот процесс возглавить, выпустив на рынок определенную альтернативу “безымянным” решениям. Количество такого ПО, без сомнения, будет только увеличиваться.

Таблица 1 Сравнение стоимости* вызовов для программ мобильного VoIP с “традиционным” оператором связи
Направление вызоваСтоимость фиксированных/мобильных вызовов, долл.

МТТ**

EZTalk**

Skype***

"Ростелеком"

Россия

0,096—0,17/0,112

0,161/0,161

0,055/0,082

0,076/0,198

США

0,225

0,161/0,161

0,024

0,629/1,25

Китай

0,129

0,161/0,161

0,024

0,967

Израиль

0,225

0,225/0,387

0,024/0,156

0,387

Германия

0,225/0,306

0,225/0,483

0,024/0,283

0,483/0,706

*Все цены указаны с учетом налогов, — при пересчете из рублей использовался средний курс в 31 руб./долл. Дата актуализации информации — 12 августа 2009 г. Данные взяты на официальных веб-сайтах компаний.

** Приведена стоимость при вызове с мобильного телефона.

*** У Skype на некоторых направлениях присутствует плата за соединение — около 4 евроцентов — она добавляется к стоимости вызова.

Версия для печати (без изображений)