Развитие сетей 3G и мобильного доступа к сети Интернет требует от операторов внедрения дополнительных контент-сервисов, пригодных для использования массовой аудиторией. Кроме социальных сетей и мобильного VoIPна эту роль постепенно выдвигается сервис мобильного ТВ, базирующийся не на сравнительно дорогой технологии DVB-H, а на обычной IP-сети.

В принципе мобильным телевидением уже никого не удивить. Вне зависимости от технологии доставки видеоинформации пользователь при просмотре ТВ-каналов работает со специальным телевизионным браузером с быстрым предпросмотром и переключением каналов, все управление обычно осуществляется с сенсорного экрана и оптимизировано под пальцы одной руки.

Однако строительство отдельных DVB-H-сетей — дело затратное и по нынешним кризисным временам успешный результат этот сервис вовсе не гарантирует. Даже несмотря на то, что проекты “ВымпелКома”, “Системы МассМедиа” и компании “Кентавр” (входит в структуру WiMax Holding, как и оператор “Скартел”) находятся в высокой степени готовности (пока только для столичного региона), а в начале осени Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) наконец-то разрешила операторам продавать услуги мобильного телевидения в стандарте DVB-H (174-230 МГц, 470-790 МГц), все эти услуги, возможно, так и не будут запущены в коммерческую эксплуатацию. Дело в том, что для просмотра видео по DVB-H нужен отдельный приемник в сотовом телефоне, а такие терминалы в России не получили широкого применения (тот же дорогой Samsung P 960 не так уж и распространен), да и инвестиции в DVB-H-сети в регионах весьма значительны. Зато почти каждый “умный мобильный” для сетей 3G (а такие аппараты есть как минимум у трети российских пользователей в крупных городах) технически может отображать видео, полученное по IP-каналу.

Если не ждать внедрения DVB-H, то трансляцию видеосигнала некоторых эфирных и спутниковых каналов можно найти и сейчас. Первым услугу мобильного ТВ по сотовой сети ввел столичный “МегаФон”: обладая самой современной сетью передачи данных в Москве, он смог предоставить такой сервис еще в 2004 г. — пользователям были доступны телевизионные программы, выпуски новостей, кинофильмы и музыкальные клипы. Правда, телевидением это было назвать сложно — видео по EDGE нещадно “тормозило”. В настоящий момент столичный филиал сети “МегаФон” даже получил специальную лицензию на ТВ-трансляции, что дает ему возможность передавать телевизионные программы своим абонентам, но это, скорее, задел на будущее. Пока что у компании есть специальный сервис “Видео-Портал”, который является логической эволюцией развития услуги “Мобильное ТВ”. За фиксированную абонентскую плату клиенты получают 15 каналов и сотни видеороликов (причем используя специальные настройки “MegaFon Video”, пользователь не оплачивает видео-трафик при просмотре роликов и программ): скорости 3G для просмотра видео в целом хватает. Интересно, что услуга массовая — в сентябре количество пользователей, активировавших себе этот сервис, составляло 100 тыс. человек.

Аналогичная ситуация и у “Скай Линка” — после старта скоростной технологии передачи данных EV-DO rev. 0 мобильное телевидение было продемонстрировано северо-западным отделением компании на телекоммуникационной выставке “Норвеком” еще в феврале 2006-го. Сейчас у “Скай Линка” мобильное ТВ доступно в двух вариантах: на устройствах с поддержкой Brew (телефоны Ubiquam U-520 и Ubiquam U-300, доступны пять каналов “Стрим-ТВ”) и Windows Mobile 6.1 (коммуникатор AnyData ASP-505 — 20 каналов, оплачивается только трафик передачи данных в соответствии с условиями тарифного плана). Правда, число пользователей невелико — речь идет о нескольких тысячах абонентов.

Еще один вариант отправки видеоинформации по IP-сети — проект Yota ТВ от оператора “Скартел”. Он также позволяет транслировать телевизионные передачи на экран коммуникатора — пока что только HTC MAX 4G. В режиме реального времени нормальная картинка на дисплее получается при скорости в 700—800 Кбит/с. Судя по рекламе оператора связи, с этим сервисом “телефон HTC MAX 4G стал настоящим карманным телевизором” — правда, по такой же цене, что и качественная метровая “плазма”.

Работа упомянутых систем выстроена по принципу агрегации: сервер системы “затягивает” их к себе с тех сайтов, где они транслируются в режиме онлайн (обычно это официальные сайты телеканалов), конвертирует и выдает абонентам на специальный ресурс в сети Интернет, откуда этот сигнал и собирает программа-клиент.

В любом случае будущее за теми решениями, которые можно будет установить (на этапе производства или самостоятельно абонентом) практически на любой современный смартфон или коммуникатор. Операторы связи или разработают такое ПО самостоятельно, или обратятся к сторонним организаторам подобных сервисов. Примером могут служить решения SPB TV или ПО TV To Go (обе компании говорят о десятках тысяч пользователей, не “привязанных” к тому или иному оператору связи — скачавших такое ПО с веб-сайта компании).

Какой же функционал ожидает пользователей мобильного ТВ в ближайшем будущем? Скорее всего этот сервис будет предоставляться за отдельную абонентскую плату (около 250 руб.) по предварительной подписке (активация по SMS или USSD). Кроме того, специальная система проверки качества изображения в зависимости от качества соединения будет автоматически настраивать скорость видеопотока и разрешение видеокартинки. Разумеется, операторы активируют QoS, что даст возможность настроить поток передачи данных в 500—600 Кбит/с для абонентов, использующих этот сервис. В-третьих, провайдеры мобильной связи будут более активно заниматься такими сервисами — трансляция эфирных каналов вряд ли вызовет большой интерес у абонентов. Вероятно, необходимо ориентироваться на оперативную выкладку “нарезки” самого интересного из новостных выпусков, прогнозов погоды, спортивных состязаний, ток-шоу и трейлеров видеофильмов — все в оптимизированном для небольшого экрана мобильного телефона виде (но это самая простая задача).

Очень возможно, что помочь развитию мобильного ТВ по сетям передачи данных смогут фемтосоты — портативные устройства с небольшой излучающей мощностью, которые можно подключить по проводному каналу связи в квартире абонента и использовать их для трансляции мобильного ТВ на “последних метрах”. Это подтверждается данными исследовательской компании Analysys Mason: значительная часть абонентов мобильного ТВ (36—50%) пользуются такими сервисами дома.

Версия для печати (без изображений)