Очень вероятно, что на очередном заседании Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) будет принято принципиальное решение о возможности выделять частоты в диапазонах 1710—1785 и 1805—1880 МГц для организации микросетей сотовой связи в самолетах. Правда, радоваться тому, что через пару кварталов российские авиакомпании смогут запустить хотя бы тестовые проекты подобного рода в своих самолетах на внутренних и международных рейсах, еще рано. Да и рассчитывать, что за этим, как в США, последует оснащение воздушных судов доступом в сеть Интернет, не приходится: для пользователей сигнал будет раздаваться по Wi-Fi.

Все дело в том, что в настоящий момент для реализации подобных интересных проектов не внесены изменения в Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. Учитывая тот факт, что их утверждает Правительство РФ и в данном случае требуется обязательное согласование с ФСБ и ФСО, песня эта долгая. Как пишет в своем интернет-блоге очевидец обсуждения данного вопроса на согласительной комиссии ГКРЧ генеральный директор компании “Сетьтелеком” Сергей Пехтерев: ”...вопрос затянется минимум на год”.

Известно, что первые проекты “телефонизации” и предоставления доступа в Интернет для авиапассажиров (к примеру, компании Boeing) окончились неудачей исключительно из-за малого числа электронных гаджетов на руках у пассажиров. Сейчас же некоторые крупные (Delta, Air France, Lufthansa, Emirates Airlines и т. д.) и многочисленные маленькие перевозчики бизнес-класса предлагают своим пассажирам если не звонки по телефону на борту самолета, то как минимум SMS-обслуживание или доступ в Сеть для мобильных ПК по Wi-Fi (большую часть рынка здесь занимают операторы Telenor Mobile Aviation и OnAir Switzerland Sarl). И это вполне выгодные проекты — правда, с большим сроком окупаемости.

За последние годы появилось несколько схем оснащения самолетов оборудованием для выхода в сотовую сеть и Интернет. В салоне можно проложить специальный излучающий кабель, поставить выносные антенны для микросотовой базовой станции, а также фемтосоты. К примеру, OnAir предлагает целый компект “железа”, которое состоит из приемопередающей антенны спутниковой связи, маршрутизатора, селектора и микробазовой станции, создающей мини-соту в салоне самолета. В целом логика подобных проектов определяется величиной воздушного судна и длинной его салона, а также мерами безопасности по экранированию кабины пилотов. Очень помогает тот факт, что оборудование базовых станций стало миниатюрным и потребляет небольшое количество электроэнергии. Кроме того, все подобные проекты могут работать только на высоте свыше 3 км, когда они не мешают наземным каналам связи между центрами воздушного движения и самолетами.

Связь с опорными сетями наземных операторов в большинстве случаев поддерживается через спутники. Многие производители уже отработали и сертифицировали подобные системы, поэтому заказчику явно есть из чего выбирать. Классическое решение — на базе системы Inmarsat с индексами Aero I, H, H+, Mini M и самым современным Aero-SB Lite. Правда, средняя скорость здесь составляет несколько десятков килобит в секунду, причем на всех пассажиров, которые находятся на борту: для нескольких голосовых каналов хватит, но не более того. Такие системы обычно используются на небольших частных самолетах, а также с помощью примерно аналогичного оборудования (в L-диапазоне) задействуются станции правительственной связи “Контакт-СМ”. На базе той же сети есть решение Swift 64, где скорость достигает 256 кбит/с, и SwiftBroadband, которое обеспечивает уже 432 кбит/с, то есть как минимум четыре человека могут одновременно загружать информацию из Интернета (на скорости 32, 64 или 128 кбит/с), отправлять SMS-сообщения и говорить по телефону. Еще один вариант — Iridium Aero со схожими техническими характеристиками, но здесь всё “заточено” на использование голосовой связи. И наиболее скоростное решение — Yondersm Ku-band Mobile Broadband Service, которое реализуется с помощью VSAT; в этом случае скорость загрузки из Интернета может достигать 30 Мбит/с, что позволяет на борту самолета обеспечить локальную сеть для множества пользователей, подключить по радиоканалу внешние устройства, стационарное и мобильное телефонное оборудование, технику видеоконференцсвязи и т. д. Это решение включает в себя гиростабилизированные платформы или фазированные решетки для адекватной ориентации антенны во время полета авиалайнера. К слову, именно такой вариант очень устроил бы российских VSAT-операторов, поскольку он может быть установлен в салонах широкофюзеляжных аэробусов А310, 330, 340, 380, а также в Боингах 747, 767, 777, 787, которые уже сейчас используются отечественными авиакомпаниями. Но покуда нет решения ГКРЧ о применении VSAT на борту морских и воздушных судов, дело с места не сдвинется.

Однако даже несмотря на техническую возможность предоставления услуги, единое мнение о том, насколько это действительно необходимо, пока не сложилось. Без сомнения, для деловой публики и мобильный широкополосный доступ, и телефонная связь необходимы — еще в своем прошлогоднем летнем исследовании компания Google отмечала, что небольшие самолеты бизнес-класса становятся местом все более продуктивной работы топ-менеджеров крупных компаний, причем три четверти опрошенных руководителей назвали опцию доступа в Интернет на борту самолета очень ценной: глобальную сеть они прежде всего используют в качестве основного источника информации, для связи с коллегами и личных контактов.

В больших же самолетах постоянные звонки по телефону наверняка будут раздражающим фактором, особенно учитывая манеру многих пользователей говорить громко и долго, даже несмотря на цену в 2—3 долл. за минуту. Скорее авиакомпании последуют примеру той же Delta Air Lines, которая фокусируется на модернизации своего воздушного флота, включая оснащение самолетов системами демонстрации аудио- и видеопрограмм по требованию и беспроводного доступа в Интернет с помощью небольших мониторов, вмонтированных в спинки впереди стоящих кресел.

Кроме того, владельцам авиакомпаний давно пора подумать о том, чтобы размещать розетки для зарядки электронных гаджетов пользователей рядом с креслами даже в салонах эконом-класса. К примеру, японская авиакомпания ANA уже организовала такой сервис, правда, только для iPhone и iPod, хотя больше подошли бы разъемы microUSB, принятые как стандарт для многих новых моделей “умных мобильных”. Именно такие технические мелочи стоят недорого, но пассажирами ценятся, поскольку при прочих равных позволяют не терять в полете время.

Версия для печати