К весьма небольшому списку killer applications для сетей 3G, который постоянно пополняют операторы мобильной связи, постепенно добавляются цифровые карты и системы навигации. Именно эти решения наряду с VoIP, мобильным ТВ, социальными сетями и “чистым” доступом в Сеть будут обеспечивать стабильно высокую загрузку сетей мобильного широкополосного доступа самыми обычными частными пользователями.

Если внимательно почитать регулярные исследования компании NAVTEQ (к примеру, Annual Tracking Study или Traffic Study, New Pedestrian Navigation Product Research), можно обнаружить, что системы навигации как для автомобилей, так и смартфонов реализуются и используются весьма активно. Посудите сами: в наиболее развитых европейских странах — Великобритании, Франции и Германии — такими системами в 2009 году пользовались 53% респондентов по сравнению с 26% в 2006 г. А 41% опрошенных знакомы с ними, но не использовали их.

Кроме того, картографические системы становятся сетевыми — из сборника “мертвых”, пусть и подробных карт они обретают вид интерактивных продуктов, куда регулярно можно “подгружать” новые здания и маршруты общественного транспорта, 3D-модели зданий, дорожные знаки и автомобильные развязки. И уж, конечно, ежеминутно обновлять ситуацию с дорожным движением. Разумеется, все это вкупе с определением местоположения пользователя как с помощью GPS, так и посредством LBS.

Вообще, судя по данным исследований, располагая доступом к информации о пробках, пользователи обращаются к помощи навигаторов чаще, чем без этого сервиса оперативной информации о дорожной ситуации — к примеру, 48% пользователей в США и 44% в Европе стали активнее пользоваться навигационными системами после того, как у них появился доступ к информации о пробках. Правда, сервисы оперативного информирования о дорожной ситуации в самом начале своего развития — это пока что локальные проекты на уровне отдельных городов или стран. Будущее подобных решений — полная интеграция в единообразные системы, которые будут вбирать в себя информирование и по радиоканалу, и с помощью передачи данных через Интернет. Очень вероятно, что это случится уже в ближайшее время.

Интересно, что большинство пользователей знакомо с системами навигации по портативным устройствам — при этом значительный потенциал есть у автомобильной навигации не просто с прокладкой маршрута, а с контекстно-ориентированными сервисами, доступными в реальном времени. К примеру, справка о той или иной местности за окном, веб-камеры для определения трафика впереди, “точки интереса” (бензоколонки, мотели, платные автодороги) со скидками для путешественников. За часть такой информации будет платить сам абонент, часть будет оплачиваться по рекламной модели. В любом случае операторы связи не останутся в накладе, получая доходы от предоставления интернет-трафика и отчисления от контент-провайдеров. Простор для подобного рынка существует: 54% самых обычных пользователей, опрошенных по заказу NAVTEQ в США указали, что они регулярно используют встроенные навигационные системы, а в Европе таких аж 59%. Усиливает эту тенденцию тот факт, что крупные компании по прокату автомобилей давно уже предлагают навигаторы для большинства своих автомобилей за вполне умеренную цену в несколько долларов в день. Правда, крупным производителям автомобилей предстоит еще серьезно дорабатывать свои встроенные системы навигации: у многих из них даже в топовых моделях автомобилей установлены только карты Европы или США, а, к примеру, для России ничего подобного не существует. Но эта проблема явно будет улажена в ближайшее время.

Кстати, вполне перспективное направление — пешая навигация: две трети пользователей мобильных телефонов в Европе хотели бы иметь специальные пешеходные карты, где маршруты будут прокладываться с учетом передвижения абонента “на своих двоих”. Как вариант — такие карты можно брать с собой в прогулку на велосипеде.

Версия для печати (без изображений)