Не замахиваясь на “интернетизацию” междугородних поездов (что в любом случае, отличном от спутниковой связи, крайне дорого), оператор мобильного WiMAX “Скартел” (Yota) решил обеспечить бесплатным доступом пассажиров скоростных экспрессов, соединяющих центр Москвы с аэропортами.

Как только проект будет реализован, за 30—40 минут поездки пассажир, обладающий мобильным ПК или смартфоном, коммуникатором, а также любым гаджетом с поддержкой Wi-Fi, сможет совершенно бесплатно подключиться к Сети и поработать с почтой или загрузить странички веб-сайтов (к примеру, для автоматической регистрации на свой рейс).

Конечно, в реальности все будет не так безоблачно — правда, все ограничения и особенности, о которых мы будем говорить ниже, можно смело применить к операторам “большой тройки”, “Скай Линку” и второму столичному игроку мобильного WiMAX — компании “Комстар-ОТС”.

Во-первых, стабильность сигнала — железные дороги операторы покрывают связью по остаточному принципу. Это можно заметить, если посмотреть, к примеру, диаграммы направленности секторов базовых станций того же мобильного WiMAX от “Скартела”, что мне удалось сделать во время прогулки на их мобильной лаборатории контроля качества сети. То есть для покрытия “кусков” трассы придется проводить новое “переприцеливание” или даже монтаж отдельных секторов на площадках базовых станций. Но это подтверждается — по мнению руководства компании, в городе по пути следования поездов и на станциях в аэропортах будут проводиться соответствующие адаптационные работы. Что касается “подсветки” леса (а на пути до аэропорта есть и такие места), то это, как сообщили нам в пресс-службе компании, будет зависеть “от первых результатов предоставления услуги”. Вполне понятно, что “Скартелу” необходимо понять уровень востребованности этого сервиса пассажирами — но это фактически значит, что на первых порах сервис будет работать очень фрагментарно.

Во-вторых, скорость доступа. Схема подключения в тестовом варианте (возможно, она еще будет изменена) представлена следующим образом. В одном вагоне (всего их в составах по восемь) располагается самый обычный WiMAX/Wi-Fi-маршрутизатор, принимающий сигнал WiMAX для доступа в Интернет и “раздающий” его в каждом вагоне (кроме багажного) через пару хотспотов.

Поскольку услуга предоставляется пассажирам бесплатно, то какого-то специального управления (к примеру, отдельный компьютер) не требуется. Будет смонтирована только аппаратная часть, сочетающая WiMAX-железо и раздающая Wi-Fi-сигнал. Таким образом, получается всего одна точка доступа в Сеть на несколько десятков “мобильных” пассажиров. Чем-то это напоминает аналогичный проект в “Сапсанах” с подключением по спутниковой связи и принципом “один канал на всех”. То есть о скорости, достаточной для реализации услуг ВКС или VoIP, можно забыть: 64—128 кбит/с будет вполне доступно, и вряд ли эта скорость изменится. Ведь ни о какой приоритезации трафика именно таких пользователей речи не идет.

В-третьих, охват сервиса. Пока декларируется, что в первую очередь сервис начнет работать в экспрессах, курсирующих между Белорусским вокзалом и аэропортом “Шереметьево”. На этом направлении курсируют пять оборудованных составов (четыре работают и один резервный), это электропоезда типа ЭД4МКМ-АЭРО. О сроках даже тестового запуска такого же сервиса для пассажиров, вылетающих из “Домодедово” или “Внуково” (туда тоже хотят аэроэкспрессы), ничего неизвестно. Но вряд ли это будет 2010 год.

Однако даже с определенными минусами подобная “беспроводка” только на пользу — даже если сначала (тестовый период продлится до конца первого квартала 2010 года) она и будет работать нестабильно и только местами. Все-таки это бесплатный сервис и для его использования не нужно платить несколько сотен рублей в час, как практикуется у операторов “большой тройки”. Кроме того, поскольку аэроэкспрессы отправляются со столичных вокзалов РЖД, можно “подцепиться” к сети по Wi-Fi еще в здании, а в поезде просто переподключиться к Интернету за несколько минут.

Главная цель “Скартела”, без сомнения — приучить абонентов к тому, что Интернет может быть буквально “разлит” в воздухе: на это, к слову, работают и другие операторы мобильного ШПД в столичном регионе. Очень вероятно, что подобные проекты в будущем будут реализованы и с помощью UMTS-сети: к примеру, для междугородних автобусов, экскурсионных шаттлов, машин такси и т. д.

Версия для печати (без изображений)