Модемы, нетбуки и недорогие мобильные телефоны — этого “железа” уже не хватает операторам “большой тройки” для того, чтобы качественно “закрывать” нишевые рынки. На очереди — брендированные смартфоны и... автомобильные навигаторы.

Но если об “умных мобильных” по цене в 10 тыс. руб. с логотипом МТС или “МегаФон” можно говорить не ранее четвертого квартала 2010 г., то навигаторы GPS/ГЛОНАСС с лейблом оператора связи, а не китайского OEM-производителя, мы увидим уже в самом ближайшем будущем.

Основная мотивация для операторов связи в данном случае — борьба за трафик передачи данных, который они будут получать от обслуживания навигационных приложений. Сейчас мало кого из водителей интересует навигация в крупных городах из серии “поверните направо” или “сделайте разворот” — для полноценной актуальности карты, инсталлированные в мобильном устройстве, надо регулярно обновлять по типовым “объездам”, загружать новые “точки интереса” и постоянно снабжать водителя информацией о дорожной ситуации. Правда, для этого водитель сам должен отправлять данные в тот же информационный центр “Яндекс.Пробок” о своем местоположении по каналу EDGE/HSPA и с помощью спутникового навигатора определять свое местоположение.

Чем будут отличаться “операторские” навигаторы от тех, что присутствуют сейчас на рынке? Во-первых, это будут, в основном, автомобильные модели — именно там использование канала передачи данных для получения информации о пробках наиболее актуально и выглядит вполне логичным. Во-вторых, в таких устройствах будут совмещены два спутниковых приемника — как GPS, так и ГЛОНАСС. Стоимость “двухмодового” чипа или двух разных приемников не очень высока, и такое сочетание выглядит вполне разумным. Электропитание все равно осуществляется от бортовой сети автомобиля и автономность не предполагается (поэтому вопрос энергопотребления можно до определенной степени игнорировать), а точность позиционирования существенно увеличивается. Кроме того, с такими устройствами можно претендовать на участие в государственных и муниципальных программах мониторинга транспорта, где наличие поддержки ГЛОНАСС — обязательное условие.

В-третьих, подобные предложения, разумеется, будут комплексными — это тот редкий случай, когда поставка “устройство + тариф” для пользователя будет выгодной: стоимость передачи трафика будет единой как в домашнем регионе, так и во внутрисетевом роуминге (но, видимо, только по определенным адресам или через специальную точку доступа — иначе за такими ТП сразу устроят охоту владельцы USB-модемов). В-четвертых, для увеличения потребления трафика, оператор, конечно, добавит к этим устройствам дополнительные социальные сервисы. К примеру, на навигаторе можно будет видеть местоположение своих друзей (если они включат эту функцию), обладающих аналогичными навигаторами, и точки интереса, которые они помечают на карте. Таким образом, к примеру, уведомить несколько человек о месте рандеву в городе станет куда как проще, чем объяснять все это с помощью SMS или голосом по телефону. Очень возможно, что в такие устройства можно будет загружать пользовательские слои на карте, они будут поддерживать автоматическую прокладку маршрута, “привязку” фотографий и видеоподкастов, которые можно будет оперативно загрузить к себе для просмотра. Все это, разумеется, только увеличивает объем трафика, которые потребляют “электронные абоненты”.

Большинство подобных устройств будет обладать дисплеями, аналогичными современным смартфонам — от 3—4 дюймов, что даст возможность абоненту, как минимум, работать с веб-браузером и ICQ-клиентом. По сути, это устройства, располагающиеся “на стыке” между смартфонами и нетбуками, правда с ограниченным функционалом: их очень удобно будет превратить в оконечные устройства для любителей социальных сетей с дополнительной навигационной компонентой. Это только увеличит популярность подобной техники. Причем, их стоимость в “операторской рознице” не превысит 8—9 тыс. руб.

Версия для печати