Число российских проектов MVNO увеличивается очень неторопливо, несмотря на полную легализацию этого сегмента бизнеса со стороны регулирующих органов. Причем, “виртуалы отечественного розлива” успешны только в очень небольшом числе сегментов — массовый рынок, проекты для бизнес-клиентов и, в перспективе, нишевые решения для передачи данных.

Стремясь догнать наиболее активных “базовых операторов” — компании “МегаФон” и “Скай Линк”, на сетях которых работает большинство MVNO в России, с одной стороны, а также пытаясь тиражировать успешный опыт своих предыдущих проектов, компания МТС приняла заказ от X5 Retail Group на создание отдельного “виртуала” для этой группы компаний, которая владеет торговыми сетями “Перекресток”, “Пятерочка” и “Карусель”. Ритейлер будет оказывать услуги по лицензии МТС, но под своим брендом: X5 берет на себя разработку тарифов и услуг, маркетинг и сбыт, а МТС — биллинг и пропуск трафика. Абоненты будут принадлежать МТС — но сейчас это уже никого не волнует, проникновение сотовой связи формально “зашкаливает” за 100%. Хотя интеграция будет не полной — на первой линии поддержки, где абоненты консультируются по общим вопросам, будут работать сотрудники аутсорсингового подразделения X5, на второй — где выясняются вопросы, связанные с персональной информацией абонента и детализацией разговоров, уже “сидят” сотрудники МТС.

Компании настолько уверены в успехе проекта, что договорились о возможности “выбрать” из номерной емкости МТС 1 млн. номеров, хотя успехом для такого начинания будет и десятая доля от этого количества за первые полтора года работы. Конкретные ТП еще не известны, но ясно, что здесь будут педалироваться недорогие звонки внутри тарифа. Кроме того, дешевыми будут звонки на номера МТС. Очень вероятно, что вместе с такими ТП ритейлеру имеет смысл реализовывать недорогие двухсимочные терминалы: явно, что номер этого “виртуала” не будет основным, скорее им заинтересуются постоянно “мигрирующие” абоненты. Привлечь пользователей собираются и тем, что баллы, накопленные по бонусным программам X5 Retail Group, можно будет конвертировать в пакеты услуг связи (аналогично “МТС-Бонус”).

Отметим, что это не первый MVNO-проект на массовом рынке, запущенный МТС. Ранее выстроенная схема с Ашаном “А-Мобайл” (ключевое отличие — возможность совершать определенное число внутрисетевых вызовов бесплатно) действует достаточно успешно — по официальной информации ядро пользователей (надо, все-таки, учитывать и отток) составляет порядка 100 тыс. абонентов. ARPU компания не раскрывает, но, скорее всего, речь идет о 3/4 среднерыночного показателя, который находится на уровне 250—300 руб., в зависимости от региона. Еще один аналогичный проект “Альтернатива” (здесь предложены бесплатные MMS и дешевые звонки внутри тарифа) с компанией “А1: Первый альтернативный контент-провайдер” набрал и того меньше пользователей.

А вот догнать лидера российских MVNO-проектов в массовом сегменте пользователей новому начинанию МТС будет непросто. Как отмечает Роман Проколов, руководитель департамента бизнес-коммуникаций компании “МегаФон”, в настоящий момент число реализованных контрактов “Просто для общения” составляет 600 тыс. — большая часть в столице, значительно меньшая — в Новосибирске, где этот проект тоже работает. Причем продавать этот проект, как планировалось ранее, компания не готова.

Разумеется, каждый из крупных операторов связи регулярно получает предложения от потенциальных партнеров по MVNO — и рассматривает их также в постоянном режиме. Но главные условия такого сотрудничества — эффективная бизнес-модель плюс эффектная идея, с помощью которой потенциальный партнер способен привлечь новые группы клиентов, много клиентов. “Проекты MVNO должны обеспечивать для абонентов ощутимые преимущества и высокое качество услуг, а не просто выпуск продукта под новой торговой маркой, — уверен г-н Проколов. — Опыт европейских стран показывает, что из многих десятков стартовавших там MVNO-проектов успеха добились единицы — остальные закрылись именно по причине отсутствия эффектных идей, killer applications в этой области”.

В качестве локальных российских провалов, ориентированных на массовый рынок, можно, в хронологическом порядке, отметить нереализованные проект MVNO торговой сети “Евросеть” и СМАРТС, а также “Эльдорадо” и столичного “МегаФона”. С технической точки зрения проблем у них не было, но они оказались не способны набрать больше нескольких сотен пользователей.

Опыт показывает, что главное в MVNO — именно ударная идея. У успешных проектов на российском рынке его можно сформулировать как “no frills” (без излишеств). Вполне хорошо эта концепция бы подошла Tele2, которая любит заявлять о себе как о единственном сотовом интернет-дискаунтере и даже показывает это на примере развитого рынка Санкт-Петербурга. Правда, официальные представители компании выражают по этому вопросу умеренный пессимизм — через пресс-службу нам было передано, что “в условиях сложившегося ценообразования трудно представить себе возможность покупки нами трафика у существующих игроков рынка с последующим предложением абонентам услуг на 15—20% дешевле”. Кроме того, имеет смысл посмотреть на MVNO-планы компании “Межрегиональный ТранзитТелеком” — обладая соответствующей лицензией, этот оператор будет сотрудничать со “Скай Линком” на территории столицы. Причем — в формате CDMA450. Конкретные планы пока не известны, но, скорее всего, речь идет либо о дешевом голосовом трафике, либо о доступе в Интернет по “беспроводке”.

Однако, вполне возможно, что право на существование имеют и другие варианты развития ситуации — к примеру, “виртуал”, который обеспечит пользователей брендированными USB-модемами и моноуслугой по доступу в Интернет. Причем, эти модемы могут быть двухмодовыми — к примеру, UMTS/WiMAX или UMTS/CDMA2000.

Особняком в числе базовых операторов пока стоит компания “Скай Линк”, которая декларирует, что вышла практически на свободное тиражирование MVNO-проектов за короткий срок. В настоящий момент оператор ведет переговоры примерно с двадцатью компаниями, из которых десять находятся в более-менее проработанной ситуации. Реализованы же и вовсе единичные проекты. Как отмечает Вячеслав Решетько, генеральный директор бизнес-единицы “Скай Линк — Партнеры”, “подавляющее большинство из них — это нишевые проекты, в которых партнер использует нашу инфраструктуру для обслуживания имеющейся клиентской базы и намерен развивать услуги мобильной связи как дополнительные к имеющимся услугам собственной сети”. В зависимости от бизнес-интересов партнера компания готова предоставить все технологические ресурсы и даже помочь организовать логистику по поставкам абонентского оборудования и RUIM-карт. Вот только диапазон CDMA2000, в котором работает оператор, интересен весьма ограниченному числу коммерческих компаний, которые могут согласиться на создание MVNO.

Версия для печати (без изображений)