“Ниагарский водопад” интернет-трафика, который теперь могут пропускать через себя сети 3G, тем не менее, оставляет руководство российских операторов мобильной связи в легком недоумении: непонятно каким образом это можно монетизировать. Построив большую “трубу” для пропуска трафика, максимум, что могут предложить их маркетологи — это псевдо-безлимитные ТП для доступа в Сеть. Разумеется, это мало и на любой отраслевой конференции, в череде прочих, слышится явный вопрос дня — “что делать?”

Если внимательно почитать отчет Visual Networking Index Mobile Data Forecast компании Cisco, то можно обнаружить интересный прогноз — в период с 2009 по 2014 гг. глобальный мобильный трафик увеличится в 39 раз: смартфоны, нетбуки, электронные книги, планшетные компьютеры — все эти устройства будут подключены к Сети львиную долю своего рабочего времени. И это не считая банкоматов, терминалов самообслуживания, телеметрических систем и всего разнообразия “электронных абонентов”, включая камеры видеонаблюдения.

Но исключительно получением платы “за доступ” дело явно не обойдется: у мобильных операторов связи есть все возможности для того, чтобы получить деньги от сторонних поставщиков услуг. К примеру, как отмечает Джонатан Морган, старший менеджер Cisco по маркетингу решений, быстро набирают популярность те же электронные книги. И в данном случае провайдер доступа мягко намекает крупным магазинам, что не прочь бы получить определенный процент прибыли от загрузки электронных книг. В качестве примера можно привести соглашение о совместной работе, заключенное компаниями AT&T, Amazon.com и Borders Books. Правда, при таком подходе пользователь платит уже не за сетевой доступ, а только за использованный контент. Та же AT&T, конечно, получает долю прибыли от доставки каждой электронной книги, но в свою очередь, гарантирует ее загрузку в течение 30 секунд одним нажатием кнопки.

Второй вариант — это передача по мобильным сетям видео и музыки CD-качества, считает Исмаил Белов, старший аналитик IDC. Правда, эта модель не нова, но в случае с “беспроводкой” возникает вопрос качественной полосы пропускания для просмотра той или иной передачи. И здесь без договоренностей с оператором связи тоже не обойтись. К примеру, компания Vodafone UK заключила партнерское соглашение со Sky Broadcasting для доставки абонентам видео футбольных матчей. За 5 фунтов стерлингов в месяц абонент получает неограниченный, а за 50 пенсов — одноразовый доступ к такому футбольному контенту. Другая услуга оператора — неограниченный доступ к музыкальному контенту за 1 фунт 99 пенсов в неделю. Загружать музыку на смартфон или компьютер нельзя, но слушать — сколько угодно (в России такой же сервис можно найти у компании “Скартел” — Yota.Музыка). Причем, подписавшийся абонент получает наивысший приоритет при загрузке музыкальных треков и потоковой загрузке видеоклипов. Из той же серии подписка на многопользовательские игры (к примеру, World of Warcraft).

Третий вариант — развитие магазинов приложений. Сейчас виртуальные торговые молыприносят операторам деньги только за трафик от просмотра виртуальных витрин и загрузки контента. Но если использовать тарифные модификаторы, то провайдер мобильной связи получит всего-то несколько центов: основной доход поступает владельцу магазина и компании — владельцу портала. Но в самом ближайшем будущем эта ситуация кардинально изменится — за право быть доступным из сети оператора мобильной связи магазины будут делиться не только доходами от рекламы, но и отдавать определенную часть, полученную от продажи приложений: здесь пока передовым опытом обладает Telenor Norway. Но будьте спокойны — скоро “подтянутся” и остальные. Ведь если в вашей сети множество смартфонов, можно и не закрывать доступ в магазин приложений — а поставить скорость доступа к нему на уровне, ну хотя бы, в 1 Кбит/c и засечь время, когда владелец такой виртуальной торговой точки сам предложит урегулировать вопрос “без крови”.

Не будем, в-четвертых, забывать и социальные сети, уверен коммерческий директор компании “Связной” Юрий Лабис: в мобильном варианте: все-таки это наиболее активно растущий сегмент интернета. Сочетание быстрой отправки текста, фотографий и видео с привязкой к местности с помощью GPS или LBS — явный тренд сезона. Facebook уже пытается “обнулить” тарифы провайдеров мобильной связи на доступ к своим страницам, скоро его примеру последуют и другие блогохостинги. “Успех Twitter показателен и феноменален, — говорит Евгений Павлов, менеджер по коммерциализации продуктов HTC в России, — в наибольшей степени из-за мобильных устройств. С помощью смартфонов [постоянно подключенных к Сети] люди получают новости, фотографии или сообщения от своих друзей в ту самую секунду, когда те их написали. И скорость распространения информации и ее охвата очень и очень велика”. Практически, надо понимать, со скоростью мысли.

Кроме социальных сетей вполне интересным killer-applicaton может стать услуга с широкой функциональностью (Rich Communication Suite, RCS): она строится вокруг функций контроля доступности (presence) и пользовательской адресной книги. Клиент RCS может быть встроен во многие мобильные устройства — после активации услуги (ее название может быть каким угодно — в зависимости от пожеланий оператора на локальном рынке) он будет показывать, где находятся ваши друзья и знакомые и укажет, доступны ли эти люди для связи. RCS поддерживает чаты, обмен видеоклипами в режиме “смотри, что я вижу”, фотографиями и файлами, передачу сообщений SMS, IM и т. д.

Причем, кроме развлекательных услуг, напоминает Исмаил Белов, 3G имеет огромный потенциал для развития большого количества востребованных и полезных услуг — это телемедицина, мобильный банкинг (включая проекты NFC), дистанционное образование, мобильное видеонаблюдение всех форматов — от дома и автомобиля до детей, специальные социальные телеметрические приложения (к примеру, медицинские). “Естественно, реализация этих услуг потребует больших капиталовложений, — отмечает он, — но, пока они не реализованы, абонент не почувствует преимуществ 3G, а оператору придется ограничиться предоставлением услуги “Мобильный Интернет” и оплатой за трафик”.

Версия для печати