До сих пор возможность определять местоположение не подвижных объектов типа автотранспорта , а самых обычных пользователей, оставалась либо прерогативой операторов связи и работало по LBS , либо реализовывалось с помощью специальных GPS-трекеров. Между тем, ситуация меняется — в скором времени на рынке появятся решения, превращающие в средство наблюдения любой смартфон.

Операторские сервисы

Возможность определить местоположение абонента без использования спутниковой навигации существует у российских операторов связи около семи лет: компания “МегаФон-Москва” создала в столице диспетчерскую систему WebLocator еще в декабре 2002 г., а уже через месяц свою систему навигации и телематики запустила в коммерческую эксплуатацию дочерняя структура “Мобильных ТелеСистем” — ОАО “МТС-П”.

Основные пользователи таких систем — корпоративные пользователи, которые “отслеживают” таким образом свой транспорт и сотрудников. Для “частников” подобные услуги доступны давно, но определенной популярностью стали пользоваться только два-три года назад после небольших обучающе-рекламных компаний, которые операторы вели, в основном, в киберпространстве. Правда, системы эти исключительно для городского режима работы — там, где радиус соты невелик и достаточно представить местоположение абонента хотя бы примерно. При этом услуги определения местоположения у сотовых операторов развиты крайне непропорционально. К примеру, “ВымпелКом” и “Скай Линк” подобными сервисами не особенно интересуются, в то время как МТС и “МегаФон” педалируют их крайне активно: “увидеть” абонента можно на территории всей страны.

Функционал таких систем вполне стандартен — к примеру, в сервисе “МТС-Поиск” существует раздел “Мой бизнес” с сервисом “Мобильные сотрудники”, а у “МегаФона” речь идет о сервисе “Навигатор”. Они подойдут “продвинутым” руководителям, которые хотели бы полностью контролировать перемещения своего персонала (к примеру, курьеров или экспедиторов) во время рабочего дня. К примеру, сервисы позволяют собирать информацию о местоположении сотрудников, автомобилей или грузов с интервалом или по заданному графику (например, с 9:00 до 18:00 каждый час только в будние дни) — правда, для этого надо потратить много денег на запросы информации об их местоположении.

Отметим, что определить координаты работающего телефона можно, даже если абонент в какой-то момент и не ведет разговор по беспроводной сети. Дело в том, что при своей работе (даже в режиме ожидания) он регулярно посылает в сотовую сеть отчеты о своей активности. Точность, конечно, для “гражданского применения": окружность в 100—500 метров от ближайшей БС в центре города и около 1 км на окраинах и за пределами МКАД. Не очень точно, но для использования LBS со стороны клиента не требуется установки, настройки и запуска дополнительных программ. Выйти из-под “виртуального колпака” можно только выключив мобильный телефон или спустившись в метро — там система “не ловит”. В таком случае и “Локатор” и “Навигатор” не смогут определить текущее местоположение искомого абонента и инициатор поискового запроса получит только информацию о последних известных координатах этого абонента.

Основные конкуренты подобным решениям на корпоративном рынке — т. н. GPS-маячки или GPS-трекеры, представленные в виде моноустройств, в которых сочетается GPS-приемник, а также модем для передачи координат по SMS и GPRS. Некоторые из них могут быть снабжены динамиком, небольшим дисплеем, а также кнопкой электронного вызова. Правда, окупаются такие решения при суперактивном использовании исключительно в больших компаниях — стоят они от 6 тыс. руб., а за доступ к картографическому ПО придется заплатить дополнительно. Но если их закладывать в контейнеры с важным грузом или автомобили — их использование вполне оправдано. Кроме того, положительной чертой этих устройств можно считать частое исполнение в защищенном варианте — когда эта техника защищена от воздействия влаги и пыли.

Вдобавок, такие устройства (к примеру, GL-Step) уже используются для помощи инвалидам, престарелым или людям, страдающим тяжелыми заболеваниями: наличие трекера позволит им получить срочную помощь в экстренной ситуации, подав сигнал тревоги оператору и передав вместе с ним свои координаты. В рамках нескольких городских проектов (к примеру, “Открытый город” в Санкт-Петербурге), GPS-трекеры могут быть арендованы туристами и выполняют защитную функцию: по срабатыванию тревожной кнопки на место происшествия отправляется наряд вневедомственной охраны, который “наводится” по GPS-координатам. Вдобавок, они могут работать как голосовой навигатор — по запросу абоненту перезвонит англоязычный оператор и укажет путь, к примеру, до гостиницы.

На рынке присутствует действительно громадное число торговых марок подобной техники. Из решений GPS/GSM можно отметить изделия Galileo, JJ-Connect, M2M, Naviset, NaviTech, Teltonika, “Альтоника” и т. д. Из Глонасс/GPS/GSM (правда, в основном, в автомобильных версиях) — “Геликс”, “Прогресс”, “Техноком”, Fort, Novacom и т. д. “Засветился” здесь и Iridium — эти носимые GPS-трекеры стоимостью от 50 тыс. руб. передают свои координаты через спутники связи: действительно глобальное позиционирование.

Проследим через мобильный

Однако, наиболее перспективным можно считать разработку приложений для смартфонов, которые превращают их в GPS-трекеры. Примеры таких решений уже существуют — одним из перспективных можно считать еще не анонсированное решение от группы компаний “Эшелон-Геолайф”. Чем-то он напоминает сервис Latitude от Google — правда, с той разницей, что предлагает куда как больше информации о перемещениях искомого объекта.

Такой “софт-трекер” позволяет настроить режим защиты паролем — например, запустив приложение на смартфоне ребенка или сотрудника. Кроме того, ПО позволяет пользователю настроить “автозапуск” — если функция включена, то программа должна автоматически запуститься при включении телефона и будет постоянно оставаться в оперативной памяти даже при выполнении команды “закрыть все приложения”. То есть выключить программу, перезагрузив телефон, не представится возможным — она всегда будет активна.

У решения GeoLife существует четыре основных режима работы. “Автономный” — подходит для международного роуминга или пост-контроля. В этом случае интервал между получением с модуля GPS точки местоположения составляет полминуты, однако все данные не отсылаются на сервер, а сохраняются локально в файл, который может быть впоследствии изучен. Далее можно выбрать из режимов “Высокоточный” — “Оптимальный” и “Экономичный”, где интервал между передачей в Сеть координат, полученных с GPS, осуществляется от одного раза в 30 секунд (хотя их уточнение осуществляется в три раза чаще — то есть в систему передается три наблюдения) до одной передачи раз в 10 минут (уточнение данных в пять раз чаще). Таким образом, уменьшается расход интернет-трафика и экономится ресурс батареи: сессия инициализируется по степени необходимости, а не в постоянном режиме.

Сама по себе идея вполне очевидная, да и создать такую программу не так уж и сложно. Вопрос в том, чтобы “наложить” полученные координаты на качественную геоинформационную систему. Где были бы указаны не только точки присутствия того или иного пользователя, но и история его перемещений, скорость движения, задержки в тех или иных зданиях и т. д. Кроме того, для такого устройства можно настраивать произвольное количество геозон (замкнутых участков территории) и получать оповещения о входе и выходе объекта из них.

К настоящему времени, кроме системы GeoLife, подобный функционал, чисто теоретически, можно организовать и на базе других систем управления мобильными терминалами и персональными трекерами. К примеру, Crystal, GSM-Vision, Novacom, ITOB-online и т. д. Основная проблема в том, что для этого необходимо не только написать качественное мобильное приложение, но и встроить его в решения, позитивно воспринимаемые бизнес-пользователями.

К примеру, достаточно перспективный рынок — мобильная торговля. В самом простом случае у торгового представителя есть коммуникатор с предустановленным приложением для заказа продукции или учета выкладки товара. Но более продвинутые решения включают куда как больше функций — к примеру, с мобильного устройства в центральную базу передаются не только заказы, но и учитываются фотографии расстановки товара, которые синхронизируются с GPS-координатами магазина.

Следовательно, по каждому сотруднику понятен не только маршрут его движения, но и эффективность работы: с точностью до секунды, когда он вошел в ту или иную торговую точку, что делал на месте. Обычно такие решения монтируются на устройствах, которые работают под управлением Windows Mobile, но версии для Symbian и iPhone скоро будут доступны у той же GeoLife. Аналогичным образом могут действовать ремонтники, службы скорой помощи, курьеры служб экспресс-доставки почты, цветов и т. д.: все маршруты, с “привязкой к заказам, фиксируются достаточно четко, отследить нецелевое использование времени не составляет никакого труда. Кстати, управление активацией и обслуживанием таких SIM-карт для корпоративных пользователей в случае с софт-трекером GeoLife будет упрощено за счет использования M2M-платформы “ВымпелКома”, запуск которой ожидается в начале октября 2010 г.

Версия для печати (без изображений)