Помимо предписания снизить роумнговые цены ФАС России предложила операторам “большой тройки” улучшить информирование своих клиентов. В ближайшем будущем операторы будут обязаны направлять абонентам типовое SMS о том, что они находятся в роуминге и списание денег с лицевого счета может осуществляться со значительной задержкой, а услуги связи могут быть предоставлены в кредит. Причем информирование об условиях роуминга операторы “большой тройки” должны ввести... до конца первого квартала 2011 г. То есть гарантированно информацию абоненты будут получать только с 1 апреля.

Меры за неисполнение решения предусмотрены достаточно жесткие — если клиент, оказавшись в иностранной сети, не получит SMS и сможет это доказать, то, по его жалобе в ФАС, на компанию будет наложен штраф в 500 тыс. рублей, а при повторении нарушения — оборотный штраф.

На первый взгляд все хорошо. Но на самом деле — что толку? Подобное информирование имеет смысл только в том случае, если операторы будут сообщать своим пользователям еще и тарифы, действующие для данной страны пребывания. К примеру, сколько будет стоить местный вызов, сколько звонок на родину, сколько SMS, сколько передача мегабайта данных. Так будет правильно и честно. А вот уже после этого можно разрешить им отправлять рекламу тарифных модификаторов, которые можно подключить по USSD — шансов, что абонент станет ответственно относится к своим зарубежным тратам станет куда как больше.

Кстати, почему бы ФАС не пойти дальше и не обязать операторов связи (сами они это вряд ли сделают в полном объеме — слишком стеснительные) реализовать два дополнительных и весьма простых варианта самозащиты для абонентов? Первый — дать возможность пользователям с помощью SMS, USSD-команды или через свой личный кабинет установить себе лимит на роуминговые платежи. То есть максимальное количество денег, которые он готов потратить находясь за рубежом — разумеется, в рублях. Программное обеспечение оператора связи вполне готово отправлять клиенту напоминания из серии “Уважаемый клиент, от вашего лимита осталась половина” или “Уважаемый клиент — вы потратили все деньги, оказание услуг связи прекращено по вашему требованию”. Главное сделать так, чтобы лимит можно было увеличить из-за рубежа. Кроме того, такой подход научит определенную часть абонентов платить по карточкам через сайт оператора связи (из-за рубежа по-другому счет самостоятельно просто не пополнить) — уже полезное нововведение.

Да, в какой-то момент времени это вызовет всплеск недовольства — люди не всегда могут рассчитать, сколько денег им точно надо. Но большинство не потратит столько, что воспоминания об отпуске будут омрачены счетом от оператора мобильной связи. В конце концов, ведь лимит перестает действовать когда клиент приезжает в домашнюю сеть и выставляется им самостоятельно в рамках предоплаченных средств. Разумеется — пусть эта услуга будет добровольной. Легко подключаемой, простой в использовании, но добровольной. Сейчас такой возможности нет даже теоретически — хорошо, когда в отпуске мы вообще вспоминаем о состоянии счета нашего мобильника, мучительно пытаясь вспомнить USSD-команду проверки баланса, чтобы судорожно проверить, сколько там у нас еще осталось денег и не “вылетели” ли мы уже в минус. Понятно, что услуга будет востребована весьма фрагментарно — но о ней надо сообщать при попадании клиента в роуминг. А еще раньше — в соответствующих разделах на веб-сайте оператора связи. Так что — приживется.

Второй весьма действенный и разумный способ самозащиты — дать абонентам возможность установить себе запрет. Не на все услуги связи, а на весьма “прожорливые” — а именно на дата-роуминг. Причем не на аппаратном уровне своего устройства, которое может давать сбой, а на программном — на уровне биллинга оператора связи и только на время выезда за рубеж. Даже если и сунется смартфон в роуминге за данными, гостевая сеть его просто не пустит — услуга отключена еще дома. Если абоненту очень надо — он сменит SIM-карту на местную и в Сеть зайдет или Wi-Fi разыщет, но уж точно не попадет на десятки тысяч рублей за просмотр Google Maps или проверку почту через мобильный терминал. Опять же — за подключение такого запрета нельзя брать деньги и абонентскую плату, это бесплатный сервис безопасности. Причем подобный прецедент уже содан для pre-paid абонентов МТС — почему бы не распространить его на остальных операторов связи? Пусть даже в директивном порядке.

Версия для печати (без изображений)