Тайваньская корпорация HTC (High Tech Computer Corporation), специализирующаяся на изготовлении коммуникаторов (смартфонов) — т. е. устройств, совмещающих в себе функциональность КПК и мобильных телефонов, — ведет свою историю с 1997 г. Однако продукцию под своей торговой маркой она начала выпускать лишь в июне 2006-го. Через год корпорация открыла в Москве маркетинговое представительство. Ныне в нашей стране HTC работает с тремя дистрибьюторами (“Марвел”, “Тринити-Фэлконс” и “Вобис”). О тенденциях мирового и российского рынков коммуникаторов нашему обозревателю Владимиру Митину рассказал глава представительства HTC в России и странах СНГ Андрей Кормильцев.

PC Week: Что можно сказать о тенденциях мирового рынка коммуникаторов (по итогам 2010 г.)?

Андрей Кормильцев: Главная особенность текущего момента состоит в том, что коммуникаторы замещают мобильные телефоны быстрее, чем ожидали практически все аналитики. Теперь эти последние спешно корректируют свои прогнозы на более оптимистичные. Что же касается рынка собственно коммуникаторов, то здесь заметен все больший интерес к устройствам на базе ОС Android. Если по итогам 2009 г. в мире на эту платформу приходилось лишь около 3% проданных коммуникаторов, то к IV кварталу 2010-го данный показатель достиг примерно 20%. Кстати, HTC была первой компанией, пять лет назад заметившей эту платформу и поверившей в её успех. Это позволило нам выпускать Android-коммуникаторы с собственной оболочкой HTC Sense в то время, когда наши конкуренты предлагали устройства данного класса лишь с “голой” операционной системой.

По итогам 2010 г. в регионе EMEA коммуникаторы HTC занимают примерно 15% соответствующего рынка. В прошлом году данный показатель был равен примерно 10%, ну а в 2006-м (когда HTC стала выпускать коммуникаторы только под своей торговой маркой) был близок к нулю.

PC Week: Чем российский рынок смартфонов отличается от мирового?

А. К.: По итогам 2010 г. российский рынок смартфонов увеличился, по сравнению c 2009-м, примерно на 50% (в штучном выражении). При этом продажи наших устройств на этом рынке выросли более чем вдвое. В то же время российский рынок коммуникаторов сильно отличается от мирового и европейского. К примеру, в Великобритании степень проникновения смартфонов составляет 60%. То есть на сорок классических мобильных телефонов, не имеющих встроенной ОС и не поддерживающих широкополосные протоколы передачи данных, приходится шестьдесят коммуникаторов (смартфонов). В России этот показатель сейчас близок к 15%, а в регионе EMEA — к 25%.

PC Week: Что мешает росту продаж коммуникаторов в России?

А. К.: Прежде всего — отсутствие поддержки этого рынка со стороны операторов связи. К примеру, в Великобритании за 25 фунтов (менее 1200 руб.) в месяц операторы связи не только гарантируют своим клиентам безлимитный беспроводной ШПД на достаточно высоких скоростях, но и бесплатно обеспечивают их современными коммуникаторами. В нашей стране такого сервиса нет, поэтому люди, которым нужен беспроводной ШПД, вынуждены приобретать смартфоны за полную стоимость, которая в большинстве случаев лежит в диапазоне от 15 до 28 тыс. рублей. Однако сейчас наблюдается тенденция снижения тарифов на мобильный Интернет, что благоприятно влияет на продажу коммуникаторов. Если отечественные операторы беспроводной связи возьмут пример со своих европейских коллег, то российский рынок коммуникаторов ожидает взрывной рост.

PC Week: Как вы оцениваете итоги более чем двухлетних продаж модели HTC MAX 4G, предназначенной для использования только в WiMAX-сети Yota (“Скартел”)? Сейчас эта модель снята с производства и практически исчезла из магазинов. Что идет ей на смену?

А. К.: Итоги нашего взаимодействия со “Скартелом” мы оцениваем положительно. Модель HTC MAX 4G разрабатывалась нашими инженерами совместно. О том, что придет ей на смену, лучше спросить у менеджеров “Скартела”. Мы не вправе в одностороннем порядке анонсировать совместные проекты.

PC Week: Почему смартфоны HTC не обеспечиваются мировой гарантией?

А. К.: Дело в том, что в каждой стране беспроводные сети имеют свои особенности. Мы не можем на 100% гарантировать, что коммуникаторы HTC, приобретенные, к примеру, в Европе, будут надежно работать в России. Прежде чем поставлять смартфоны на российский рынок, мы тщательно тестируем эти устройства на совместимость с теми беспроводными сетями, которые имеются в нашей стране, и в случае необходимости проводим определенные доработки. Кроме того, мы осуществляем их полную локализацию. Что касается розничной стоимости, то европейские цены на коммуникаторы HTC не всегда ниже российских. Бывают и обратные ситуации. Во всяком случае наши отпускные цены одинаковы для всех дистрибьюторов из региона EMEA.

PC Week: Есть ли в нашей стране компании, для которых смартфоны HTC стали корпоративным стандартом?

А. К.: Разумеется. Точных подсчетов мы не проводили, но думаю, что такого рода компаний насчитывается много десятков.

PC Week: Планирует ли HTC выходить на исключительно быстро растущий рынок электронных читалок, планшетов и других мобильных устройств с диагональю экрана шесть и более дюймов?

А. К.: Мне такие планы неизвестны*. Сила нашей компании заключается в её узкой специализации. Едва ли HTC захочет размывать свой бренд путем выхода на рынок, где и так уже много сильных игроков. К тому же электронные книги удобно читать и на наших смартфонах. Особенно на тех, у которых диагональ экрана составляет 4,3 дюйма. Во всяком случае лично я этой возможностью иногда пользуюсь.

PC Week: Почти десять лет HTC выступала в качестве OEM-производителя. А в настоящее время компания предлагает оборудование только под своей торговой маркой?

А. К.: На самом деле чистым OEM-производителем HTC была лишь в первые пять лет своего существования. Затем мы постепенно начали выводить на рынок модели под собственной торговой маркой. В то же время мы сохраняем хорошие отношения с рядом наших прежних OEM-партнеров и некоторые модели смартфонов выпускаем под “двойными” торговыми марками. Для потребителя присутствие имени нашей компании в названии модели является своего рода знаком качества. Ведь мы — возможно, в ущерб общему объему продаж — сознательно не идем на выпуск дешевых устройств, которые имеют хороший внешний вид, но проигрывают по тем или иным функциональным показателям.

PC Week: Бытует мнение, что в настоящее время Android’ные коммуникаторы наибольший интерес вызывают у пользователей, применяющих эти гаджеты в основном для телефонных переговоров и развлечений, а Microsoft’овские мобильные устройства больше подходят деловым людям, которые много времени работают с офисными приложениями. Согласны ли вы с этим?

А. К.: Действительно, когда платформа Android только стартовала, она позиционировалась как своего рода entertainment-среда, для которой уже было готово много игр и других развлекательных программ. Но со временем эта платформа стала серьезней, и теперь под её управлением работают многие деловые приложения, умеющие принимать корпоративную почту и читать документы, представленные в самых разных форматах. Мобильные ОС Microsoft, образно говоря, развиваются в противоположном направлении: теперь в их состав входят не только деловые приложения, но и развлекательные — то есть обеспечивающие удобную работу с разнообразным аудио- и видеоконтентом.

Я думаю, в скором времени разница в направленности этих платформ на те или иные категории пользователей практически полностью исчезнет. Впрочем, уже сейчас наши смартфоны на базе Android 2.2 охотно приобретают люди, которым эти устройства нужны не столько для развлечений, сколько для дела. К тому же в настоящее время интерфейс наших Android’ных устройств практически не отличается от интерфейса наших Microsoft’овских смартфонов. То есть не очень искушенный пользователь разницу между этими ОС может даже не ощутить.

PC Week: Когда в России появятся коммуникаторы HTC на базе объявленной в конце минувшего года Windows Phone 7?

А. К.: Все зависит от того, когда Microsoft завершит полноценную локализацию этой операционной системы. Надеюсь, данное событие наступит уже в этом году.

PC Week: Чем коммуникаторы HTC на базе Windows Phone 7 отличаются от смартфонов на базе Windows Mobile 6.5?

А. К.: Если в двух словах, то по своей идеологии они ещё ближе к устройствам Apple iPhone 4 и коммуникаторам на базе ОС Android.

PC Week: Предполагается ли использовать в коммуникаторах HTC технологию LTE?

А. К.: На данный момент HTC уже выпустила устройство с поддержкой данной технологии, правда, пока только для рынка США.

PC Week: Как известно, современные коммуникаторы — это многоцелевые устройства, применяемые как для работы, так и для развлечений. Как вы учитываете потребности пользователей? И на какую категорию потребителей ориентируетесь в первую очередь — “игровую” или “деловую”?

А. К.: При разработке новых моделей мы стараемся соблюдать баланс между “игровой” и “деловой” составляющими коммуникаторов. На данный момент в линейке HTC представлены модели для различных категорий пользователей. Так, HTC Wildfire создан специально для интернет-серфинга и общения в социальных сетях. Новый флагман Desire HD также ориентирован на “игровую” категорию, являясь настоящим карманным мультимедийным центром. А вот новый Desire Z с удобной QWERTY-клавиатурой идеально подойдет для работы.

PC Week: Кто из операторов связи “большой тройки” (МТС, “Билайн”, “Мегафон”) достиг наибольших успехов в продаже оборудования HTC?

А. К.: Наибольшие успехи у МТС, что логично, так как данный оператор обладает наиболее развитой сетью салонов продаж по всей России.

PC Week: Раньше в нашей стране значительная часть оборудования HTC продавалась в Центральном и Северо-Западном округах. Как выглядит география продаж в России по итогам 2010 г.?

А. К.: В данный момент мы активно развиваем продажи в регионах, поэтому при общем росте наших продаж доля Центрального округа снижается. Могу сказать, что доля Москвы сейчас уже меньше 50%.

PC Week: Как выглядит партнерская сеть HTC в России? Будет ли меняться её структура?

А. К.: В 2009 г. партнерская политика HTC в России претерпела кардинальные изменения. В связи с расширением пространственного присутствия мы отказались от системы дистрибуции через одного эксклюзивного партнера в России и начали строить российский бизнес в сотрудничестве с несколькими локальными партнерами. Сегодня мы работаем с тремя дистрибьюторскими компаниями: “Вобис”, “Марвел” и “Тринити-Фэлконс”. Компания “Марвел-Дистрибуция”, которая с 2005 г. занимается поставками наших устройств на территории России, также на данный момент является нашим эксклюзивным дистрибьютором в Казахстане.

PC Week: Что можно сказать об итогах деятельности московского сервис-центра HTC Care, открытого в марте 2009 г.?

А. К.: Мы очень довольны результатами работы HTC Care в Москве. Данный центр позволяет нам получать обратную связь от пользователей, предоставлять сервис высокого качества и увеличивать продажи. Магазин стал лидером продаж по России за 2010 г.

PC Week: Почему питерский HTC Care открыт именно сейчас?

А. К.: К принятию решения об открытии центра обслуживания и продаж в Санкт-Петербурге нас подтолкнули отличные результаты московского HTC Care, а также возросший спрос на коммуникаторы HTC и соответственно на техническую поддержку наших специалистов. Кроме того, открытие этого центра прошло в рамках наших планов по развитию региональных продаж.

PC Week: Собираетесь ли вы в обозримом будущем открывать HTC Care в других городах России?

А. К.: На данный момент мы не готовы предоставить развернутый план по открытию центров обслуживания и продаж в других городах, хотя работа в этом направлении ведется. Однако планируется открытие более полусотни бренд-зон НТС в различных торговых центрах и магазинах крупных розничных сетей в российских городах-миллионниках. На стендах НТС посетители смогут не только ознакомиться с актуальной линейкой смартфонов, но и задать вопросы опытным продавцам-консультантам.

PC Week: На кого в первую очередь ориентированы HTC Care — на тех, кто уже приобрел оборудование HTC, на тех, кто приобретает первый в своей жизни коммуникатор, или на тех, кто уже имеет опыт использования устройств такого рода и присматривает себе новый аппарат?

А. К.: На все обозначенные вами категории потребителей. Ну конечно, открытие HTC Care будет способствовать позиционированию устройств HTC как инновационных, но понятных и близких каждому пользователю. И при этом нам всегда интересно иметь обратную связь с нашими покупателями, а в рамках HTC Care делать это максимально удобно.

PC Week: Спасибо за беседу.

* Уже после согласования данного интервью компания HTC анонсировала 7-дюймовый Android-планшет HTC Flyer. — Прим. ред.

Версия для печати (без изображений)