Если слишком долго и пристально вглядываться в бездну,

то рано или поздно бездна начнёт всматриваться в тебя.

Ф. Ницше

Не могу пройти мимо этой темы. Ну просто не могу. Что происходит? Что будет с HP? С Nokia,финским флагманом капитализма? Ну и RIM уже в свободном полёте… Заголовки мировой технологической прессы пестрят заголовками типа: “RIM R.I.P.”, “RIM — раскупайте на сувениры, пока не поздно”, ну и в том же духе.

О переменах

Меняется мировая экосистема в целом, производственный вектор смещается в Китай, Тайвань. Почему так успешны тайваньские, китайские производители? То бишь Lenovo, Acer, Asus и прочие? Они близки к производственным мощностям. А главное — они пропустили целый цикл развития: наращивание патентной базы, научные исследования и разработки. Западные техногиганты потратили на это и тратят сотни миллиардов долларов ежегодно! Китайские же компании теперь этим пользуются в своих целях в силу владения производством. А что же RIM? Она не успевает за рынком, ее сервисы и продукция стремительно устаревают. Она выпустила планшет PlayBook, в котором не было предусмотрено банального почтового клиента. Может быть этому помешала криптографическая составляющая? Сложно об этом судить: официальных пояснений по этому поводу не было.

Теперь немножко как бы копипастика из Википедии о компании.

От начала…

Research In Motion Limited (RIM) — канадская телекоммуникационная компания, широко известная как производитель бизнес-смартфонов (сейчас они уже окучивают и средний класс) Blackberry.

Компания — производитель смартфонов Blackberry, была основана в 1984 г. Майком Лазаридисом, студентом университета Ватерлоо. По совмещению компанией управляют два генеральных директора, вышеупомянутый Майк Лазаридис и Джим Балсилли. К ним мы ещё вернёмся. Вначале компания ориентировалась на инженерные задачи. А с 1988 г. начинает работать главным образом над беспроводной передачей данных. Тогда RIM сотрудничала с Ericsson и RAM Mobile Data, чтобы использовать технологию беспроводной передачи данных в существующих в то время пейджинговых сетях. Заметным устройством стал Inter@ctive pager 950, конкурировавший с продукцией компании Motorola (На этом месте меня захлестнула лёгкая ностальгия, осталась независимой её половинка — Motorola Solutions разве что только, но я взял себя в руки и продолжаю).

В 1997 г. было представлено первое устройство под торговой маркой Blackberry. Тогда это устройство выглядело как пейджер с большим экраном, но с упором на мгновенное корпоративное общение.

В 2002 г. был выпущен первый смартфон Blackberry, который поддерживал все функции мобильного телефона, текстовый ввод, веб-сёрфинг, push e-mail и другие беспроводные сервисы.

Золотые денёчки

В августе 2009 г. журнал Fortune назвал RIM самой быстрорастущей компанией в мире с ростом дохода на 84% за три года, несмотря на глобальную рецессию. За десять лет компания продала 50 миллионов смартфонов, что сделало Blackberry вторым по популярности смартфоном в мире. Ещё 2010-й для RIM был годом хороших новостей. Так, в июне 2010-го компания отчиталась о продаже 100-миллионного смартфона Blackberry. В США смартфоны Blackberry являлись лидерами рынка на то время.

Что сейчас?

Текущее состояние компании таково: в минувший четверг после опубликования квартального отчёта акции компании упали на 20% . Рыночная доля сократилась за три года втрое. Дальше — хуже. Следующий квартал, как отметило руководство RIM, принесёт дальнейшее ухудшение финансовых показателей. Также запланировано масштабное сокращение (сейчас в компании работает 17 000 человек) . Но история знает мало примеров, когда увольнения приводили к возврату максимальных рыночных позиций. На данный момент мировая рыночная доля RIM перманентно сокращается: за последний финансовый год с 20 до 13%. Ко-миллиардеры, Майк Лазаридис и Джим Балсилли, совсем скоро могут начинать откладывать деньги на карманные расходы. Компанию взяли в железные тиски конкуренты. Apple отбирает у RІM верхний ценовой сегмент, с других позиций атакуют многочисленные производители на Android.

Другие игроки рынка среагировали и перестроили платформы: Windows Mobile на Windows Phone, PalmOS стала webOS, а Symbian просто поддерживает Nokia на плаву до перехода на Windows Phone. У RIM на смену устаревшей Blackberry OS тоже должна придти современная QNX. Это займёт около года. Но удастся ли заманить разработчиков приложений сторонних предложений? А пока до конца года на стремительно устаревающей Blackberry OS выйдет ещё несколько моделей. Планшет PlayBook на рынке провалился, с момента его появления на рынке их было продано всего 200 000 шт. Из козырей у RIM есть сервис Blackberry Messenger, сервис дешёвых сообщений. Похожие аналоги вскоре появятся и у конкурентов.

… до конца?

Сейчас RIM постепенно покидают топ-менеджеры. Этот процесс принял необратимый характер. PlayBook должен был обкатать новую операционную систему и заодно помочь компании заинтересовать собой рынок, но этого не произошло, более того — сокращение производства этого планшета в связи с его невостребованностью ударило по производственному партнёру RIM — Quanta Computers, тот уже начал сокращение людей и производственных линий. Проблема RIM имеет куда большие корни. Дело в том, что в основе этой проблемы лежит…руководство компании. Даже при желании совет директоров не сможет уволить Лазаридиса и Балсилли, поскольку те являются крупными акционерами и на их долю приходится 10% акций компании. Сам состав совета директоров у RIM не выдерживает никакой критики, поскольку из его девяти членов только трое имеют какое-то отношение к коммуникациям. Отсюда и некомпетентные решения о поспешном выпуске PlayBook без встроенного почтового клиента. Директора RIM позволяли себе отпускать колкости в сторону Apple, при этом не смогли оценить всю опасность для себя выхода iPhone. Apple же сделала из бизнес-смартфона привлекательный продукт в глазах обычных потребителей.

RIM заигралась в своей “корпоративной песочнице” без оглядки на конкурентов, решив, что рычаги правления (суть корпоративные клиенты) привязаны к ним сервисами намертво. Время идёт, капитализация компании падает семимильными шагами и с этим придётся что-то делать. В своём стремлении предугадать/предвидеть/предсказать аналитики и инвесторы буквально кричат: Да продайтесь же наконец! Сохраните то, что имеете. И то, что компания входит в тройку лидеров на мировом рынке мобильной связи, инженерные разработки, патентный пул, наконец.

Но нужно успеть продать RIM до выхода iPhone 5, потому что традиционный ажиотаж приведет к переходу на него многих из пока ещё 70-миллионной армии пользователей RIM.

Версия для печати