Мобильность все больше проникает в повседневную жизнь, число мобильных аппаратов, приходящихся на каждого человека, уже зашкаливает за разумные пределы. Но… мобильный бум только начинается, а цифры, приводимые аналитиками, впечатляют. Так, по прогнозу Gartner, в следующем году игроки выведут на мобильный рынок более 200 новых планшетов и 250 смартфонов, в том числе с использованием в них принципиально новых концепций, таких как бизнес-платежи и т. п.

А насколько глубоко беспроводные мобильные решения внедрились в отечественные предприятия, каковы перспективы мобильного корпоративного рынка, как обстоит дело с безопасностью, контролем и управляемостью доступа к корпоративным ресурсам? Об этих и связанных с ними других проблемах, подчас весьма острых, шла речь на октябрьской конференции “День корпоративной мобильности / Enterprise Mobility Day”, проведенной в Москве компанией “АйТи”.

На ней был представлен взгляд на рынок корпоративных мобильных решений в нашей стране и проблемы, связанные с их внедрением, с трех сторон: аналитиков, ИТ-директоров (CIO) и вендоров с их партнерами.

Через призму аналитиков

Руководитель направления аналитических исследований компании Marketvisio (партнер Gartner в России) Наталья Горина полагает, что мы становимся свидетелями того, как “apple-изация” (мобильные технологии Apple) все больше проникает в бизнес, при этом стираются границы между личным и корпоративным ПО. По исследованиям, проведенным Gartner, пользователи предъявляют к мобильным аппаратам три основных требования: удобство, скорость и соответствие контента ожиданиям. Одна из ключевых тенденций: границы между личными и корпоративными ИТ-решениями (программно-аппаратным обеспечением) стираются.

CIO, согласно их опросу, проведенному Gartner, на международных рынках ставят для себя по приоритету мобильные технологии на третье место. В то же время значимость мобильных технологий по влиянию на развитие ИТ в компаниях возросла с двенадцатой позиции в 2008 г. до третьей в текущем. 24% ИТ-директоров уже учитывают фактор мобильности в своих ИТ-стратегиях развития.

Наталья Горина отметила, что российские компании стали активнее реагировать на требования со стороны бизнеса — начали включать мобильных пользователей внутри компании в стратегию ИТ-развития. 25% таких компаний включили в свои планы внедрение у себя корпоративных мобильных решений.

По мнению CIO, в следующем году придется поддерживать различные платформы для смартфонов или планшетов, и 20% мобильных устройств, используемых для бизнеса, будут принадлежать самим сотрудникам.

Лишь 28% CIO уверены в том, что стратегия корпоративной мобильности будет одобрена аудитором компании, что объясняется рисками, связанными с безопасностью данных.

Интересен прогноз Gartner по развитию мобильного рынка: продажи смартфонов превысят 1 млрд. устройств к 2015 г. и займут 47% рынка мобильных устройств. При этом:

  • Android будет совершенствоваться и станет наиболее популярной глобальной платформой в 2011. Это будет базой для последующего роста и позволит занять долю рынка в 48% к 2015 г.;
  • Nokia будет продвигать устройства на базе Windows в различных ценовых сегментах как в развитых, так и в развивающихся регионах и достигнет 19% к 2015 г. По мнению Gartner, это сочетание платформ является наиболее оптимальным решением для бизнеса;
  • iOS останется второй по значению и доле рынка платформой до 2014 г. Несмотря на то что продажи iPhone будут расти, рыночная доля Apple будет сокращаться.

В то же время, по данным Gartner (на сентябрь текущего года), более 50% российских компаний столкнулись с проблемами интеграции стандартных мобильных устройств в свою корпоративную среду.

Проблемы

Российские ИТ-директора на форуме в ходе панельной дискуссии о корпоративной мобильности озвучили свои взгляды (которые порой разнились) на проблемы, связанные с внедрением мобильных решений на отечественных предприятиях, познакомили аудиторию с опытом использования этих решений и перспективами их применения. Отмечалось, что такие решения совершенно необходимы организациям, ресурсы которых располагаются в разных местах, и в первую очередь топ-менеджменту для более эффективного управления предприятием.

По мнению директора Центра корпоративной мобильности фирмы “АйТи” Сергея Орлика, хотя корпоративные мобильные сервисы и повышают гибкость ИТ-ресурсов, но они в то же время приводят к ослаблению безопасности по периметру предприятия, возникают риски утечек данных и даже их утраты. При использовании таких сервисов остро стоит проблема обеспечения надежной защиты, которая беспокоит всех ИТ-директоров и решается с помощью как организационных, так и технических мер.

Большинство CIO выражали готовность к их внедрению, но постепенному и при условии обеспечения надежной защиты корпоративных данных.

Для некоторых ИТ-руководителей перед запуском проекта мобильных решений важной была проблема выбора правильной модели мобильного аппарата, поскольку ошибка может привести к снижению эффективности всей мобильной системы, а то и к закрытию проекта. Здесь прозвучало мнение о необходимости постепенного внедрения мобильных сервисов. При этом были озвучены рекомендации по созданию (с целью снижения рисков) подразделений компетенции (из специалистов внутри компании), которые должны накапливать опыт и с его учетом продвигать мобильные решения.

И все же отдельные острова корпоративной мобильности в нашей стране появляются. Так, генеральный директор “Роснано-Информ” Александр Фролов рассказал о новой разработке компании по созданию мобильной надстройки, обеспечивающей удаленную работу с СЭД крупного предприятия. Проект внедрен в РОСНАНО и, по словам г-на Фролова, может найти применение на других предприятиях. Он был запущен и поддержан по инициативе руководства компании с ориентацией на топ-менеджеров. Перед полномасштабной его реализацией должно быть проведено изучение инфраструктуры предприятия заказчика и выполнен пилотный мобильный проект. В целом проект ориентирован в первую очередь на топ-менеджеров организации, которые выезжают в командировки, с тем чтобы постоянно поддерживать с ними связь на уровне СЭД.

В то же время почти все участники дискуссии сходились во мнении, что процесс внедрения мобильных решений на предприятиях идет не всегда гладко.

Остановимся лишь на трех актуальных проблемах из тех, которые вызвали значительный интерес у аудитории.

Так, ИТ-директор ОГК-2 Глеб Лигачев, сославшись на свой опыт работы с крупными организациями, отметил, что на внедрение мобильных решений оказывает первоочередное влияние “отсутствие культуры управления предприятием или подразделением (если проводить сравнение с западными компаниями)” у топ-менеджеров, что объясняется непониманием, а отсюда и игнорированием ими современных ИТ-средств управления. Такой “непродвинутый” в ИТ руководитель считает, что “для решения возникшего вопроса достаточно звонка другу или подчиненному”, что делает ненужным использование каких-либо ИТ-средств. Применяя подобный устаревший стиль управления на крупных предприятиях, топ-менеджеры не видят стимула внедрять мобильные решения для доступа к данным и т. п.

ИТ-директор фирмы “Бэринг Восток Кэпитал Партнерс” Александр Герман, основываясь на собственном опыте, согласен со своим коллегой в том, что для эффективного внедрения и использования мобильных технологий в бизнесе действительно требуется определенная культура работы с информацией. Такая культура складывается на предприятии постепенно и определяется целым рядом факторов, в том числе заинтересованностью в ее продвижении руководителей компании.

Вторая проблема, сдерживающая внедрение мобильных решений в больших корпорациях (в том числе в государственных структурах), по словам Глеба Лигачева, обусловлена тем, что часто в подразделение ИТ-безопасности набираются специалисты из федеральных спецслужб (ФАПСИ и др.). Они, руководствуясь прежним опытом, обеспечение безопасности в мобильной связи понимают по-своему, упрощая проблему и запрещая на предприятии все беспроводные виды связи, так что о мобильности не может быть и речи. Пользоваться мобильными аппаратами в такой среде можно лишь нелегально или полулегально. Говорить о разработке какого-либо мобильного приложения здесь не приходится: как сказал г-н Лигачев, “на этапе согласования такой проект рубится на корню”.

Еще одна весьма острая проблема, сдерживающая внедрение мобильных решений — это низкая пропускная способность каналов связи во многих местах страны. На нее обратил внимание председатель наблюдательного совета фирмы “УАФ Аналитика” Сергей Щуплецов. По его словам, все аудиторы компании, находясь в разъездах по стране, активно используют мобильные аппараты, но “в некоторых местах настолько плохая связь, что не только отсутствует Интернет на уровне 1G, но даже SMS можно послать, лишь подбрасывая (после запуска) мобильный аппарат (причем любого бренда) достаточно высоко над собой. О проведении удаленного аудита, для чего требуется мобильная связь с базами данных клиента из офиса аудиторской компании, сегодня в нашей стране речь даже не идет. Аудиторам приходится выезжать на место, что очень затратно и неэффективно”.

Руководитель ИТ по СНГ фармацевтической фирмы Bayer Сергей Ерошов, чьи сотрудники выезжают в сельскую местность с презентациями для агрономов, также отметил, что в поле далеко не всегда действует мобильная связь. Во многих местах России 3G превращается в 1G, сказал он и добавил: “Мы даже ничего скачать не можем”. Поэтому приходится отказываться от мобильных решений и переводить медицинских представителей компании на домашний Интернет.

Версия для печати (без изображений)