Размышления о том, как может выглядеть рынок планшетов через несколько лет

О чем пойдет речь

В данный момент, спустя год и восемь месяцев после выхода iPad, можно в целом констатировать, что планшеты переходят (или уже перешли) из разряда “волшебных новинок” в разряд практических инструментов. Уже не редкость встретить в метро немолодого любителя Angry Birds с iPad 2 на коленях, а пройдя из конца в конец по “Сапсану” можно насчитать уже немалое количество разных моделей планшетов.

Вопрос — “какая планшетная платформа в итоге победит” помимо чисто футуристического аспекта имеет и практическую грань. Разработчики ПО и корпоративные ИТ-шники хотят знать — на какую платформу ставить; это знание поможет сохранить инвестиции и избежать хлопот и затрат, связанных с преждевременной сменой платформ (понятно, что будут и своевременные смены, вызванные естественным развитием технологий и моральным устареванием).

В этих заметках я хочу постараться ответить на этот вопрос, но в несколько измененном виде — какие планшетные платформы будут доминировать на рынке, скажем, в 2015 г.?

Считаем до 3,5

Чтобы упростить задачу, нужно ограничить количество переменных в ее модели. Я предлагаю сразу ограничить рассматриваемые планшетные платформы следующим перечнем:

  • Apple iOS
  • Android
  • Windows — Desktop UI
  • Windows — Metro UI

Будем считать iOS и Android за полноценные платформы, с этим никто спорить не будет. Что касается Windows, то хоть ее версия 7 не является в полном смысле слова планшетной, но планшеты с ней уже можно увидеть и в магазинах и в руках пользователей. Версии 8 еще нет, нет даже ее бета-версии, но Microsoft обещает сделать ее настоящей планшетной ОС. В общем, в сумме эти две разновидности Windows “тянут” примерно на 1,5 платформы. Итого получаем 3,5 .

Что касается прочих кандидатов — webOS, meeGo, Blackberry Playbook и т. п. — предлагаю их, как говорится “без потери общности”, опустить. Эти платформы явно “колбасит”, производители распродают их с большими скидками, снимают с производства и т. п. Может, кто-то из них и поборется за долю рынка в 2015 г., но пока их шансы очень малы. Пожелаем им удачи, но пока из рассмотрения исключим.

iOS

Apple была первой компанией на рынке планшетов в его современном понимании. По сути, только осенью 2011-го, т. е. спустя почти полтора года стали появляться устройства, способные достойно соперничать с iPad — в первую очередь я имею в виду планшеты компании Samsung. Если бы планшет Galaxy Tab 10.1 появился на год раньше — все могло бы быть иначе на рынке планшетов. Но он не появился, и полуторагодовая фора Apple сделала свое дело — элитный сегмент планшетов уже де-факто насыщен айпадами, и бороться в этом сегменте с Apple в ближайшее время практически нереально. Помимо фактора времени на стороне Apple еще и фактор цены — благодаря масштабам выпуска и отлаженной цепочке (скорее — гигантской машине) поставок Apple продает свои планшеты за цену от 500 долл. и имеет на этом прибыль, а другие производители при той же цене с трудом “выходят в ноль”.

Я считаю, что в ближайшие три года Apple будет продавать столько планшетов, сколько сможет произвести. Был момент, когда продажи iPad слегка притормозили — в преддверии выхода Amazon Kindle Fire. Эксперты считают, что на это повлиял не сам продукт, а именно ожидание, желание на всякий случай посмотреть новинку (а потом уж спокойно купить iPad) — ведь у Kindle другая аудитория. Высокий спрос на iPad продержится еще достаточно долго, в том числе за счет Азии и других регионов, которые медленнее воспринимают технологические новинки.

Аналитики предсказывают, что в 2011 г. доля Apple на рынке планшетов в целом составит более 70%. При этом общемировой объем продаж планшетных устройств может составить около 52 млн. шт. в 2011 г. и около 72 млн. шт. — в 2012-м. Доля Apple в 2012 г. может составить примерно 63%.

Посмотрим — кто “отъедает” долю рынка Apple?

Android

Объективно это сейчас и в ближайшем будущем платформа № 2. Как говорилось выше, конкурировать с Apple в элитном бизнес-сегменте очень сложно. Но появляются новые ниши. Пример — сейчас все большую популярность набирает Amazon Kindle Fire, который с места в карьер скакнул на второе место, потеснив и Samsung, и Asus. Он спозиционирован совершенно по-другому, нежели iPad. Это устройство меньше, ощутимо дешевле и привязано к контенту Amazon — на нем предусмотрены приложения для работы с книгами, аудио и видео, другими товарами из интернет-магазина. Все это в совокупности дало очень хороший эффект — правда, пока только на американском рынке.

При этом Amazon не стремится зарабатывать на собственно устройстве, он его отдает по себестоимости (или даже ниже), реализуя так называемую “модель Жилетт” — “Жилет” почти даром раздает станки для бритья, зарабатывая на лезвиях; Amazon же зарабатывает на продаже своего контента — книг, фильмов, TV-шоу и т. п.

Кстати, хотя в Amazon Kindle Fire и стоит Android, он там довольно специфический, поскольку представляет собой амазоновский форк, что впоследствии может привести к несовместимости с приложениями, которые будут писаться для новых версий Android. По сути, они реализовали ту же концепцию, что у Apple — свой софт, свое железо, свой контент, в то время как классический производитель планшетов делает только железо.

Гнаться за iPad тяжело. Аналитики считают, что у компании, которая производила бы только планшеты, практически нет шансов на успешную конкуренцию с Apple. Конкурировать успешно могут, скорее, производители некоего комплексного продукта “устройство плюс облачный сервис”, а не компании, производящие только устройства, без сервиса. Кстати, у Apple этот облачный сервис ого-го как развит и это дает компании дополнительную — огромную — фору в технологической гонке (здесь все просто — получая больше денег за счет сервиса, Apple больше денег вкладывает в разработку новых устройств и продолжает всех удивлять своими новинками).

Есть еще один подводный камень на пути производителей Android-планшетов — это сама Google и ее планы (все более четкие) по выпуску собственного планшета. В августе 2011-го Google объявила о покупке Motorola — и это уже внесло существенную сумятицу в ряды производителей (хотя Google говорила о покупке лишь с целью заполучить патенты Motorola, а производители “железа” выпускали под копирку пресс-релизы о вечной дружбе с Google). А 19 декабря Эрик Шмидт объявил о скором выпуске собственного планшета “высочайшего качества” (не на базе ли Motorola?), что означает не что иное как прямую конкуренцию со своими же партнерами.

Куда же податься производителю, не желающему класть все свои планшетные яйца в корзину Google? Ответ, на мой взгляд, очевиден — сдать часть яиц в корзину Microsoft.

Windows

Microsoft сделала ряд важных шагов в области планшетных решений. Сначала она “проспала” этот рынок, затем показала всем Windows 8 с ее Metro-средой, объявила о работе Windows 8 на процессорах ARM, реализовала “Windows 2 в 1” (традиционный desktop + Metro), а также снабдила свою большую армию разработчиков весьма приличными средствами разработки. (Подробнее см. “Заметки участника BUILD”, www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=134077).

Также к традиционно сильному аргументу в пользу Microsoft следует отнести ее многолетний и весьма успешный опыт работы с производителями “железа” (OEM-партнерами). Если Microsoft воспользуется этим опытом и в отношении планшетов — это может стать решающим фактором в борьбе с Android (полагаю, что c Apple на этом поле Microsoft решила не бороться — об этом, в частности, говорит растущее число приложений Microsoft, выпущенное для iOS).

С момента показа Windows 8 на конференции BUILD в сентябре появился ряд соображений, фактов и вопросов.

Первое соображение — все больше аналитиков сходятся во мнении, что традиционный Windows desktop не будет работать на ARM. Я лично тоже так считаю — технически это весьма непростая задача (“затащить” на ARM все ядро Windows, среду .Net и т. п.), а в бизнес-плане это имеет мало смысла — сочетание ARM + Metro рассчитано на “консьюмерскую” аудиторию, которой не нужен Windows Desktop.

Те, кому он нужен, купят себе планшет на процессоре Intel. И это может быть востребовано в корпоративном секторе — одно устройство даст возможность работать с “истинно планшетными” приложениями и тут же — по желанию — переключиться в “родную” Windows и запустить на ней Word, Excel или специализированное Windows-приложение.

Второе — факт — отношение потенциальных потребителей к планшетам с Windows меняется очень сильно. По данным ноябрьского исследования Forrester Reserch , в III квартале 2011 г. интерес потребителей к Windows-планшетам упал вдвое (с 46 до 25%) по сравнению с I кварталом. Forrester даже говорит о том, что Microsoft опоздала на этот рынок. Дело, полагаю, в высокой неопределенности — сроки выхода и возможности Windows 8 в тот момент точно не были названы. Но вот совсем недавно — 6 декабря — Microsoft объявила о сроках выхода бета-версии — февраль 2012 — а это уже кое-что. Можно снова ожидать роста интереса потенциальных покупателей.

Третье — вопрос, который мучает всех с момента презентации Windows 8: когда выйдет “Office под палец”, т. е. версия MS Office, адаптированная для среды Metro и touch-интерфейса? И вдруг появляются все более уверенные предположения, что сначала выйдет Office под iPad. OneNote — уже вышел! Неужели Microsoft поделится с Apple своим главным козырем, способным продвигить продажи планшетов с Windows 8 — пакетом Office? Поначалу я отказывался в это верить, но затем стал менее категоричен. Возможный ответ на эту загадку кроется в том, что если Microsoft всерьез “нацелилась на консьюмера” (а это все более заметно), то выпуск Office под iPad видится логичным — в борьбе за массового консьюмера Office — не решающее оружие, так зачем же упускать возможный доход от продаж десятков (возможно — сотен) миллионов копий Office под iPad?

Итак, прогнозы на 2015 год

Через три года на руках у населения Земли будет порядка 750 млн. планшетов, из которых Apple произведет порядка 300 млн., около 40% устройств. Примерно столько же придется на устройства на Android, причем массовую долю здесь займут недорогие устройства вроде Kindle, китайских и т. д., которые возьмут ценой. Но остается еще доля — и, я полагаю, — ее вполне может занять Microsoft с Windows 8 (и ее преемниками), несмотря на поздний выход на рынок.

Аналитики Gartner считают, что к концу 2015-го Windows займет более 10% мирового рынка планшетов по годовому объему продаж — третье место после iOS (около 40%) и Android (около 30%). Я же рискну предположить, что в 2015 г. будет продано примерно поровну планшетов с iOS, Android и Windows. И объясняю это различие в прогнозах главным образом разницей в подходах к работе с производителями “железа”, которые наблюдаются у Google и Microsoft.

Вопросы к 2012 году

В наступающем году мы будем с большим интересом ждать ответов на следующие вопросы:

  • будет ли традиционный Desktop в Windows 8 работать на процессорах ARM?
  • Какие новые облачные сервисы предоставит Microsoft пользователям своих планшетов?
  • Когда выйдет Windows 8?
  • Что выйдет раньше — Microsoft Office для iPad или он же для Windows 8 (Metro)?

С Новым Годом, дорогие читатели, и интересных нам открытий в новом году!

Автор статьи — руководитель центра разработки для планшетных компьютеров Digital Design.

Версия для печати