В марте компания ASUS и московский Лицей информационных технологий (ЛИТ) № 1533 объявили о внедрении комплекса решений на основе новых планшетных устройств ASUS Eee Pad Transformer Prime в учебный процесс.

Александр Гиглавый, заместитель директора ЛИТа по научной работе, сообщил, что лицей ориентируется на работу с учащимися, окончившими седьмой — восьмой классы средней общеобразовательной школы, прошедшими конкурсные собеседования и готовыми к интенсивному труду с опорой на применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Учебный процесс в лицее охватывает восьмой — одиннадцатый классы. Все выпускники лицея проходят через трехлетний цикл профильной подготовки (девятый — одиннадцатый классы), завершающийся защитой выпускных проектов.

Являясь участником проекта “Ассоциированные школы ЮНЕСКО”, ЛИТ проводит обучение по специальной образовательной программе. “Главным нашим достижением на ниве образования является то, что 70% из более чем 2 тысяч выпускников (за 20 лет существования лицея) работают в крупных ИТ-компаниях (ABBYY, Google, Microsoft, Kaspersky Lab., Kraftway, “Яндекс” и др.) либо в ИТ-отделах разных фирм”, — отметил г-н Гиглавый.

По его словам, на предстоящие 5—6 лет в лицее на первый план выходит повышение качества учебного процесса, что предполагает расширение форм работы на уроке: “Зона покрытия сети Wi-Fi охватывает всё здание лицея. Мы ведем обучение и с помощью ноутбуков, и с помощью десктопов с применением самых разнообразных ОС”. Одной из новых форм обучения станет использование в его процессе планшетов.

Решение о применении планшетов связано и с растущим распространением домашних мобильных компьютеров: результаты опроса показали наличие планшетов в личном пользовании примерно у 140 из 200 учащихся восьмых — одиннадцатых классов лицея, причем практически у каждого имеется мобильный компьютер. В итоге было принято решение о проведении педагогического эксперимента с 50 планшетами. Такое количество устройств позволяет преподавателям проводить одновременно занятия по двум разным предметам в двух классах. Сразу же проявили интерес к новой форме обучения преподаватели истории, географии, биологии, русского языка и литературы.

На выбор мобильного компьютера ушло полгода. За этот период были изучены предложения различных вендоров. Среди требований к аппарату выдвигались следующие: наличие клавиатуры и ударопрочный не пластмассовый корпус. Если говорить о ПО для учащихся, то здесь, по мнению г-на Гиглавого, достаточно наличия в компьютере браузера, через который осуществляется сетевой доступ к учебному контенту. На финальный выбор устройства ASUS Eee Pad Transformer Prime оказали влияние также такие факторы, как цена, масса, время работы без подзарядки и распространенность ОС Android. Что касается самого популярного в мире планшета Apple iPad, то, по словам Александра Гиглавого, “нам не удалось выявить ни единой попытки со стороны какого-нибудь образовательного учреждения использовать iPad в учебном процессе”.

“Важным является и то, — подчеркнул он, — что учебный материал для планшетов специально не готовился, а брался из уже накопленной в лицее предметной базы. Работая с клавиатурой планшета, хотя она и несколько меньшего размера, чем стандартная, учащиеся не испытывают неудобств. Кроме того, они имеют возможность легко переходить на виртуальную клавиатуру”.

“Экспериментальный проект в ЛИТе по испытанию наших решений в учебном процессе в таком значимом масштабе пока единственный в России, но мы, опираясь на накопленный в лицее успешный опыт, рассчитываем на развертывание в самое ближайшее время наших планшетных решений и в других учебных заведениях страны,” — отметила Анна Миронова, менеджер по развитию корпоративных проектов компании ASUS.

По ее словам, до сегодняшнего дня нигде в России планшетные компьютеры с целью обучения еще не применялись. Сейчас лишь в нескольких отечественных школах идет эксперимент по работе с интерактивными мультимедийными электронными учебниками, которые представляют собой простейшие электронные книги с упрощенной ОС и другими техническими ограничениями. По официальным данным, добавила г-жа Миронова, число ПК, используемых в учебных целях в учреждениях, реализующих программы общего образования, превышает 900 тыс. Из них лишь несколько десятков тысяч составляют ноутбуки (в основном — устаревшие).

В то же время в ЛИТе не намерены задействовать на планшетах рукописный ввод. Алексей Василенко, главный инженер лицея, участвовавший в выборе мобильного устройства, объясняет это необходимостью обеспечить высокий уровень надежности работы с техникой: при поломке или потере стилуса учеником возможен срыв урока. “Не должно возникать ситуаций, приводящих к простоям мобильных аппаратов по техническим причинам, в том числе даже при их случайном падении”, — сказал он.

“Проект был запущен в феврале, и… весь процесс обучения детей работе на устройствах Eee Pad Transformer Prime занял всего три минуты, — сообщил Александр Гиглавый. — У каждого ученика нашего лицея есть какое-то свое личное мобильное устройство, поэтому они очень хорошо ориентируются в самых последних технологиях. Во время уроков с планшетами ученики занимаются в группе по 3—4 человека. А это — новое качество работы на уроке, взаимопомощь и коллективный поиск решений”.

Сейчас на планшетных компьютерах ASUS Eee Pad Transformer Prime обучаются ученики восьмых — одиннадцатых классов. Устройства используются в кабинетах общеобразовательных дисциплин: географии, истории, химии, биологии, русского языка и литературы. На очереди — разработка профильных учебных курсов по программированию мобильных приложений.

Версия для печати (без изображений)