Не так давно аналитическая компания Forrester сделала, наверное, первое серьезное заявление о том, что вскоре планшеты для большинства пользователей превратятся в основное компьютерное устройство. Аналитики утверждают даже, что в ближайшем будущем планшеты станут править миром персональных компьютеров. На мой взгляд, цифры говорят об этом сами по себе, но я считаю также, что многие организации пока не готовы или не желают слышать это.

Отчасти дело тут в том, что подобный прогноз потребует существенной перестройки ИТ-подразделений, а большие перемены всегда болезненны и даются нелегко. Перестройка затрагивает все аспекты деятельности ИТ-подразделений (инфраструктуру, архитектуру, процессы, инструменты, навыки и управление) как раз в тот момент, когда многие компании испытывают трудности в связи со сменой поколений множества других информационных технологий.

Другая причина неготовности к перестройке заключается в том, что вызванная появлением планшетов революция породила феномен “принеси собственное устройство” (bring-your-own-device, BYOD). Устройства эти стали заменять другие ИТ в качестве главного посредника при доступе ко многим технологиям внутри наших организаций. В центре дискуссии оказалась нынешняя волна безумной коммерциализации ИТ. Командовать всем начинают пользователи. А когда они этим не занимаются, производители планшетов тут как тут со своими магазинами приложений и другими каналами доставки, которые ловко оттеснили вчерашних посредников между человеком и техникой, в частности традиционные ИТ-подразделения.

Наконец, сама индустрия планшетов в последнее время развивалась быстрее, чем это когда-либо удавалось любой технической бюрократии, попутно ставя рекорды по охвату конечных пользователей. Всего два года назад отрасли практически не существовало. А теперь, по данным Pew Research Center, 19% людей в Северной Америке имеют тот или иной тип планшета. Большинство ИТ-подразделений отреагировало на изменение ситуации с большим опозданием, а те, кто пытался предпринимать активные действия, были недостаточно оперативны.

Не помогает и то обстоятельство, что индустрия планшетов сейчас также весьма нестабильна. Общее направление ее развития (особенно это касается способов удовлетворения запросов корпоративных пользователей) остаётся неясным, если не говорить о таких очевидных фактах, как доминирование Apple и второе место у Android. Всё остальное подвержено изменениям. В результате трудно или, во всяком случае, довольно рискованно делать высокие ставки на ту или иную будущую стратегию предоставления сервисов на предприятиях.

Новые способы обеспечения доступа к ИТ в нестабильном мире планшетов

Хотя это сложно и рискованно, однако ждать, пока ситуация прояснится и обозначатся четкие тенденции развития мобильной отрасли, ни в коем случае нельзя. Сотрудники уже сейчас применяют свои планшеты для работы. Они используют приложения, которые сами выбирают, и хотят иметь доступ к корпоративным сетям, интранет-сервисам и корпоративным данным. И такие настойчивые пожелания исходят не только от рядовых работников, но и от руководителей высшего звена, чьи требования гораздо труднее игнорировать или откладывать в долгий ящик. Организациям необходима стратегия, которая будет быстро развиваться в такт с индустрией планшетов, обеспечивая возможности для извлечения максимальной пользы, которую планшеты могут принести бизнесу, и одновременно сводя к минимуму негативные последствия работы с ними, важнейшими из которых (во всяком случае сегодня) считаются несоответствие критериям безопасности и контроля данных, а также требованиям регуляторов.

Пока сотрудники в массовом порядке загружают Dropbox, Evernote и редакторы документов MS Office, ИТ-подразделения в первую очередь и главным образом озабочены бесконтрольной открытостью для облаков, которую часто дают эти мобильные приложения. Происходит это потому, что наиболее полезные приложения агрессивно используют облако и высвечивают данные пользователей (и соответственно корпоративные данные) в своих ЦОДах или в ЦОДах партнеров. С точки зрения защиты данных ситуация кошмарная. И сегодня в такой ситуации оказались практически все предприятия.

Операционные системы и средства управления планшетов не обладают необходимым уровнем декларативной политики и контроля приложений, которыми могут пользоваться сотрудники, в соответствии, скажем, с тем, где они хранят свои данные (в отличие от весьма неэффективного способа с составлением белого и черного списков). Это все равно что идти по канату над пропастью: ИТ-подразделения не могут помешать сотрудникам использовать планшеты, но их использование автоматически запускает именно те сценарии, которых больше всего опасается директор по безопасности.

В действительности решать, что и в какой мере можно открыть и допускать ли применение планшетов, еще сложнее. А есть еще трудности с предоставлением доступа к ИТ с помощью устройств, которые проектировались в основном без учета предъявляемых предприятиями требований. Необходимо учитывать по крайней мере следующее.

  • Распространение планшетов и операционных систем для них. До сего дня, когда речь идет о планшетах, реально приходится иметь дело только с iOS и Android. Однако (особенно это относится к Android, но также и к iOS, хотя и в меньшей степени) встречаются буквально сотни сочетаний планшетов и ОС. Функции и возможности этих сочетаний создают трудности даже для самих разработчиков мобильных приложений, не говоря уже о предприятиях. Хотя корпоративные платформы мобильных приложений (mobile enterprise application platform, MEAP), такие как Worklight и Sybase Unwired, пытаются создать промежуточные уровни абстракции, чтобы предприятия могли справиться с этой проблемой, сами они неизбежно являются незрелыми и не сочетаются друг с другом. Кроме того, обычно они дают краткосрочное преимущество, которое в долгосрочной перспективе может обернуться недостатком. Сейчас большинству предприятий приходится вести постоянно обновляемый список планшетных устройств и ОС, которым они предоставляют полную поддержку. Однако проблема, вызванная большим разнообразием устройств, остается острой, особенно при разработке собственных решений.
  • Предоставление имеющихся ИТ в виде сервисов для планшетов. Хотя сегодня для планшетов проблемы доступа к базовым ИТ, таким как интранет и электронная почта, в основном решены, одной из важнейших задач остается обеспечение открытости и доступности имеющихся корпоративных данных, которые сейчас изолированы от внешнего мира. Обычно это стоит на первом месте и в списке пожеланий пользователей. Хотя с помощью решений для разделяемого доступа к экрану можно сравнительно просто предоставить сотрудникам доступ к существующим производственным документам, обеспечить элементарную рассылку данных и даже удаленное использование настольных ПК, это нельзя сделать с помощью специальных приложений для планшетов, которые ищут ваши сотрудники. Они хотят от ваших мобильных ИТ такого же уровня удобства, который обеспечивают приложения, распространяемые через магазины Apple App Store и Android Market. Сейчас многие производители корпоративного ПО предлагают по крайней мере элементарные интерфейсы для пользователей планшетов. Однако они остаются именно элементарными и не могут сравниться с приложениями потребительского класса. Перспективно мыслящие предприятия будут выяснять, какие приложения в редакциях для планшетов пользуются у их персонала наибольшим спросом, и начнут сотрудничать с разработчиками ради их быстрого создания, если производитель не выпускает таких версий. Однако в реальной жизни руководители ИТ-подразделений должны ожидать, что конечные пользователи начнут самостоятельно искать мобильные приложения для решения самых разнообразных задач начиная с переноса корпоративных данных, что они будут выбирать приложения по своему вкусу и в массовом порядке передавать на аутсорсинг разработку необходимых им специализированных мобильных приложений. Если ИТ-подразделения не сумеют упредить эти процессы, им необходимо обеспечить безопасность при указанных сценариях развития и по возможности управлять ими.
  • Требуйте придания планшетам некоторых особенностей оборудования корпоративного класса. Если уж предприятиям, как показывает мой анализ, следует тщательно выбирать, с кем из производителей потребительских планшетов начинать войну, им следует объединиться и потребовать от производителя по крайней мере следующего.
  1. Контроль с помощью декларативной политики за имеющимися в магазине приложениями. Индивидуальная проверка каждого приложения не подходит, поскольку их уже сегодня в двух крупнейших магазинах находится свыше миллиона. Политики должны допускать фильтрацию приложений в зависимости от места хранения используемых ими данных (локально или в облаке).
  2. Контроль данных в облаке. Сейчас предприятия могут установить контроль над мобильными устройствами, но не над облачными сервисами, которые предлагаются производителями планшетов. Судя по моим недавним беседам с руководителями ИТ-подразделений, Apple iCloud является одним из злейших их врагов. Этот сервис крайне затрудняет стирание данных на устройствах, когда сотрудник уходит из компании, поскольку простая перерегистрация с использованием устройства со стертой памятью позволяет заново синхронизировать его с iCloud и таким образом восстановить корпоративные данные. В гораздо более ужасной ситуации оказываются компании, когда приходится иметь дело с самими провайдерами приложений, которые слишком разобщены, чтобы обеспечивать контроль за корпоративными либо персональными данными временного работника, включенными в информацию о бизнесе предприятия. Вероятно, такую возможность следует предусмотреть непосредственно в мобильных платформах. А сейчас строгие политики для конечных пользователей плюс ознакомление работников в доступной форме с имеющимися рисками являются для компаний единственным способом защиты своих данных, так как полное блокирование iCloud и магазинов приложений в общем случае применяться не должно.
  3. Ограничение функций в зависимости от местонахождения. Мобильные устройства, которыми пользуются часто путешествующие работники, представляют собой проблему, особенно для международных корпораций. Это связано с тем, что планшеты обладают такими функциями или используют данные такими способами, которые зачастую противоречат местным законам о защите сведений о клиентах, сотрудниках и т. д. Проблемы с мобильными приложениями, особенно с видео и аудио, наиболее вероятны на Ближнем Востоке. Но даже в развитых странах принимаются все новые и новые правила относительно электронных данных, так что вашим работникам становится все проще непреднамеренно нарушить закон. Производителям планшетов необходимо упростить получение информации об окружающем мире и блокировку функций, нарушающих местные законы. Об этом мне особенно часто говорили многие пользователи планшетов из международных корпораций. Порой им приходится целые страны включать в черный список, отказываясь от преимуществ, которые дает им мобильная технология.
  • Самостоятельная разработка приложений и аутсорсинг. Большинство организаций, с представителями которых я беседовал, используют аутсорсинг, поскольку разработка мобильных приложений стала слишком сложным делом. Однако крупные компании зачастую не имеют возможности увеличить количество разработчиков мобильных приложений в сегодняшних сложных условиях, когда появились корпоративные ИТ нового поколения. Поддержание правильного соотношения в этом деле равносильно выбору между некоторой гибкостью и непредоставлением пользователям внутренних мобильных приложений в разумные
  • Стратегия защиты мобильных данных. Это набор инструментов, инфраструктуры и процедур для выявления крупных утечек данных, позволяющий как можно раньше выявлять проблемы в случае их возникновения.

Недостаточно разрешить использование планшетов: необходимо переосмыслить роль ИТ

Подлинный урок заключается в следующем: чтобы получить основные преимущества от планшетов, потребуется нечто большее, чем “заасфальтировать старую дорогу” (т. е. перенести на планшеты унаследованные ИТ без изменений). Планшеты — принципиально отличающиеся от других компьютерные устройства с совершенно новыми возможностями. Для извлечения реального конкурентного преимущества из нового поколения компьютинга для конечных пользователей необходимо будет переосмыслить, как можно использовать планшеты с присущими им функциями и их сильными сторонами для преобразования бизнес-процессов. Учет местонахождения, постоянное подключение, расширенная реальность, повсеместное использование видео/аудио и многое другое способны породить ситуационно обусловленные и контекстно-зависимые приложения, обладающие потенциалом для создания весомых преимуществ для бизнеса. К таким преимуществам относятся повышение производительности труда работников, совершенствование принятия решений, экономия времени, повышенный уровень самообслуживания и обновление бизнес-процессов, открывающие возможность для использования высокоинтегрированных способов передачи информации с воздействием на различные органы чувств.

В итоге, как и в случае с быстро развивающимся сейчас социальным бизнесом, те организации, которые способны мыслить в категориях подлинной мобильности и успешно используют новые модели бизнеса и виды деятельности, порождаемые мобильными технологиями нового поколения, с лихвой будут вознаграждены за то, что сумели возглавить обновление и совершенствование компьютинга для своих конечных пользователей.

Чтобы извлечь реальное конкурентное преимущество из нового поколения компьютинга для конечных пользователей, необходимо переосмыслить, как можно использовать планшеты и присущие им новые функции для преобразования бизнес-процессов.

Версия для печати (без изображений)