Внедрение современных технологий сопровождается появлением новых видов пользовательского опыта, который иногда носит довольно спорный характер и не всегда приветствуется операторами связи. К числу таких “благоприобретений” относится и тетеринг (Tethering, от английского слова tether — привязывать). Имеется в виду использование мобильного телефона в качестве точки доступа с других устройств к услугам сети передачи данных оператора сотовой связи. При этом телефон выступает в роли модема и маршрутизатора для подключившегося аппарата.

Тетеринг позволяет пользователям “делиться” мобильным доступом в Интернет с другими устройствами — мобильными ПК, планшетами, смартфонами. Устройства могут объединяться при помощи Wi-Fi, Bluetooth или физического соединения, например, через USB-кабель. В ноябрьском отчете “Состояние рынка мобильного широкополосного доступа”, подготовленном компанией Ericsson, впервые проведено широкое мировое исследование тетеринга и его влияния на мобильный трафик данных. Измерения осуществлялись в нескольких коммерческих сетях стандарта WCDMA/HSPA в Европе, Азии, Северной и Южной Америке.

Тетеринг легко можно настроить на большинстве устройств на базе Android и на iPhone, доступных в настоящее время на рынке. Это одна из причин, по которой чаще всего для тетеринга используются именно такие устройства. В среднестатистической сети примерно 3,5% устройств на базе ОС Android используется в качестве точки доступа для других устройств, чтобы с них можно было выйти в Интернет. Распространение тетеринга составляет примерно 6%, при этом чаще всего он используется на устройствах на базе Android.

Пользователи, применяющие тетеринг, потребляют больше трафика. И это отнюдь не вдохновляет операторов, которые вынуждены бесплатно обслуживать весьма заметные потоки информации. Они нередко склонны рассматривать тетеринг как одну из форм хакерства. Между тем сравнительно безобидная интеграция трафика в рамках одной семьи вполне может восприниматься клиентами как одно из современных пользовательских удобств. С другой стороны, массовое применение тетеринга в рамках кампусов или мест компактного проживания мигрантов может достигать коммерческих масштабов и способно серьезно “нагреть” телекоммуникационных провайдеров. И одна из тенденций заключается в том, что операторы все чаще взимают с пользователей плату за подключаемые устройства при использовании тетеринга. Однако некоторые регулирующие органы и группы по защите прав потребителей выступают против включения в тарифные планы такой платы.

Как выяснили авторы отчета, в целом тетеринг более популярен на устройствах, поддерживающих функцию хотспота Wi-Fi. Наиболее распространенной комбинацией при работе в режиме тетеринга является 3G-подключение к мобильному ПК через iPhone или смартфон на базе Android. Обычно более 1,5% пользователей iPhone и смартфонов на базе Android в сети используют именно такое подключение.

Использование iPhone и Android-смартфонов в качестве точки доступа для других Android- или iOS-устройств менее распространено, но все равно заметно. Например, около 5% телефонов iPhone используется в качестве точки доступа для планшетов iPad и около 6% Android-телефонов — для iPhone. Для смартфонов на базе Symbian и смартфонов BlackBerry картина аналогичная, но в меньших масштабах. Все прочие комбинации весьма редки.

На большинстве рынков предложение iPhone и смартфонов на базе Android превышает предложение других моделей. Это влияет на показатели тетеринга. Стоит отметить, что одно устройство может служить точкой доступа для нескольких устройств одновременно.

В отчете проведено сравнение трафика пользователей, ориентированных на тетеринг, с трафиком пользователей, которые обходятся без него. “Он показывает, что у любителей тетеринга средний объем трафика на одно абонентское подключение может быть до 20 раз больше, чем у клиентов, не использующих тетеринг, — сказал Дмитрий Масельский, генеральный директор Ericsson в России. — А в среднем это увеличение достигает семи раз”.

Версия для печати