Когда-то экзотические, в своей первой “инкарнации” не вызвавшие особого отклика у потребителей так называемые хромбуки (ноутбуки на базе Crome OS от Google) начинают набирать обороты. Возможно, всё это связано с тем, что за их разработкой и продвижением стоит компания, обладающая сравнимыми с Microsoft по масштабу влиянием и ресурсами. В противном случае, учитывая с каким трудом они протаптывают дорожку на ПК-рынок, вряд ли бы хромбуки дожили до наших дней. Собственно, далеко за примерами ходить и не нужно. Возьмём тот же Linux (оставив за кадром его крайне успешное серверное воплощение) — система развивается годами, но так и не смогла преодолеть на настольном рынке нишевые рамки. Не потому ли, что за её плечами не было единственного координационного центра с практически неограниченными финансовыми ресурсами и амбициозными целями, которые есть у Google? Но Google не интересует Linux, поскольку у нее есть собственная настольная система — Chrome OS. Возможно, именно эта система сможет взять некоторый “реванш” за поражение Linux на ПК, тем более что и сама Chrome OS имеет к нему непосредственное отношение — основой для её создания послужило ядро Linux.

Первые ноутбуки на базе облачной Chrome OS появились в середине 2011 г. Их производителями стали Acer и Samsung. На старте продаж Samsung Chromebook Series 5 и Acer Chromebook получили ценники в 429 и 349 долл. соответственно. Впрочем, уже спустя полгода Google объявила о снижении цен на эти устройства на 50 долл., что косвенно послужило причиной для возникновения слухов о провале концепции хромбуков. Первые покупатели гаджетов не оценили обещанную Google скорость загрузки Chrome OS, а у многих привыкших к использованию полнофункциональной Windows, да к тому же лишённых возможности полноценно работать без постоянного подключения к Сети альтернативная платформа попросту вызвала разочарование.

Результатом стали удручающе низкие продажи хромбуков. Согласно данным СМИ, Acer продала за первый месяц только 5000 хромбуков. По слухам, не заладились с продажами дела и у Samsung. Надо отдать должное Google — компания сделала из этого далеко идущие выводы, приступив к “доводке” Chrome OS. Последняя получила некоторые новые ярлыки и упрощённое управление приложениями, закладками и списком наиболее посещаемых сайтов. Были добавлены ярлыки для файлового менеджера, а также для музыкальных приложений и игр в интернет-магазине Chrome Web Store.

Но, пожалуй, наиболее значимые изменения коснулись Chrome OS со стартом продаж нового, второго, поколения хромбуков — система научилась работать автономно. К тому времени — осени 2010 г. — Google разработала веб-приложение Gmail Offline, позволяющее работать с электронной почтой без подключения к Сети аналогично тому, как это делают другие почтовые программы. Офисный пакет Google Docs, в который входят текстовый процессор, редактор электронных таблиц и приложение для презентаций, также позволил просматривать файлы автономно, синхронизируясь с облачным хранилищем лишь при необходимости. Вдобавок пользователи получили возможность автономной работы с Google Drive.

Не менее интересным стал и первый хромбук второго поколения — Samsung Chromebook. Этот 11,6-дюймовый компьютер весит менее 1,1 кг и имеет привлекательную цену в 249 долл. Такой цены удалось достичь благодаря использованию более дешёвых, чем Intel Atom, чипов ARM. “Потрясающая производительность, портативность и низкая цена вызовут, по моему мнению, эффект разорвавшейся бомбы. Этот новый ноутбук работает лучше, чем предыдущая модель Series 5 550, а стоит вдвое меньше. Для сомневающихся в жизнеспособности Chrome OS цена в 249 долл. будет хорошей мотивацией, чтобы опробовать ее самостоятельно”, — считает журналист-тестер Джеймса Кендрик.

Вероятно, ощутив потенциал платформы Chrome OS, за Samsung потянулись и остальные ПК-вендоры. К примеру, в январе нынешнего года свои первые хромбуки вывели на рынок Lenovo и HP. Последняя, в отличие от уже существующих хромбуков Lenovo, Samsung и Acer с 11,6-дюймовыми экранами, выпустила модель с дисплеем в 14 дюймов, более характерным для современных ноутбуков. Отметилась выпуском хромбука и сама Google — Chromebook Pixel в её исполнении, правда, получил черты премиального устройства и соответствующий ценник: 1300 долл. в минимальной комплектации.

Спустя полгода после появления в продаже новых хромбуков эксперты оценили их популярность, признав, что усилия Google и её партнёров начали приносить первые плоды. По подсчетам NPD, за это время доля хромбуков в общем объеме продаж ноутбуков стоимостью менее 300 долл. в США достигла 20—25%. Эксперты назвали эти устройства самым быстрорастущим сегментом рынка благодаря своим низким ценам. “Я думаю, что хромбуки нашли свою нишу на рынке, хотя изначально мы были настроены к ним скептически”, — заявил Bloomberg аналитик NPD Стивен Бейкер.

NPD полагает, что хромбуки — едва ли не единственные устройства, способные полноценно конкурировать с планшетами и смартфонами в условиях сужающегося рынка ПК. По данным IDC, в прошлом году этот рынок сократился на 4%, в нынешнем он сократится ещё существеннее — на 7,8%. В то же время Google охотно продвигает концепцию хромбуков, увеличивая на этом направлении маркетинговый бюджет и число партнеров среди ритейлеров и производителей. В течение последних месяцев поддержать ноутбуки под управлением Chrome OS вызвались сети магазинов Best Buy, Wal-Mart и Staples. К числу аппаратных партнёров Google добавилась Intel — в настоящее время процессорный гигант работает над совместимостью собственных процессоров с хромбуками. По словам вице-президента подразделения Intel Software & Services Group Имада Соусоу, для этого создана команда из тысячи программистов.

Однако уровень распространения хромбуков всё ещё невелик. Gartner подсчитала, что по итогам I квартала в США их доля составляет 4—5% (годом ранее — 1—2%). По прогнозам IC Insights, поставки таких компьютеров увеличатся с 5 млн. в 2012 г. до 27 млн. в 2016-м.

Версия для печати (без изображений)