В связи с широким распространением беспроводных технологий предприятия стараются найти способы управления мобильными устройствами, оптимизации их использования и обеспечения безопасности информации. Эти задачи решают средства управления мобильными устройствами (Mobile Device Management, MDM), спрос на которые быстро растет.

В очередном отчете, оформленном в виде “магического квадранта”, аналитическая компания Gartner рассматривает развитие рынка MDM и предложения основных поставщиков.

Согласно определению Gartner, MDM — это комплексное решение, которое включает, с одной стороны, политику и инструменты управления конфигурированием мобильных устройств (смартфонов и планшетов), а с другой — корпоративное ПО, которое обеспечивает защиту информации, поддерживает сетевые службы и управляет программным и аппаратным обеспечением на различных операционных системах и устройствах, включая лаптопы и ультрабуки.

Аналитики подчеркивают, что потребность в таком функционале растет, поскольку все больше предприятий разрешают сотрудникам использовать на работе свои мобильные устройства (такой подход называется Bring Your Own Device, BYOD) и все чаще применяют мобильные технологии для решения задач бизнеса. В связи с этим расширяется функционал MDM-систем, которые могут поддерживать как корпоративные, так и персональные устройства, а также работать в сложных и неоднородных вычислительных средах.

Ситуация на рынке

В течение 2011‒2012 гг. спрос на средства управления мобильными устройствами быстро рос, поскольку компании применяли все больше мобильников, работающих на разных платформах, и старались упорядочить их использование. В 2012-м объем продаж MDM увеличился по сравнению с 2011-м с 350 до 784 млн. долл. Рост продолжится, и, по прогнозу, к 2014-му рынок превысит 1,6 млрд. долл.

При этом увеличивается доля облачных MDM-услуг. Так, если в 2011-м лишь 5% мобильных линий управлялись с помощью облачных сервисов, то в 2012-м этот показатель вырос до 17% (остальные 83% находились под управлением установленных на предприятиях серверов).

С точки зрения географического распределения самым большим сегментом является Северная Америка, на которую приходится 65% рынка, второе место занимает Западная Европа (17%), на каждый из остальных регионов ‒ менее 10%. Но даже в Северной Америке спрос еще далек от насыщения. Степень проникновения MDM не превышает 30%, а в остальном мире этот показатель еще ниже.

Драйверы роста

Одним из стимулов увеличения спроса может стать снижение стоимости лицензий на средства управления мобильными устройствами. Аналитики отмечают, что в связи с усилением конкуренции, ростом популярности облачных услуг и влияния крупных игроков растет ценовое давление. За 2012-й стоимость одного рабочего места MDM сократилась в среднем на 30%. Предполагается, что эта тенденция продолжится, хотя расширение функционала MDM-продуктов в сторону управления приложениями и контентом, а также возможность поглощения одних игроков другими могут замедлить этот тренд.

Но главным двигателем спроса является рост числа всевозможных мобильных устройств. По данным Gartner, в этом году 63% компаний из Северной Америки планируют внедрить iOS в качестве основной корпоративной платформы. И хотя ОС Android к концу 2012-го стала самой популярной платформой на мировом мобильном рынке, в корпоративном сегменте ее доля не превышает 20%. Однако, по прогнозу Gartner, к 2016-му порядка 40% корпоративных мобильных устройств будут использовать Android, поэтому вырастет спрос на кроссплатформенные MDM-продукты.

Многие компании для управления мобильниками используют технологию Exchange ActiveSync (EAS), но при этом сталкиваются с рядом ее недостатков, таких как ограничение по количеству устройств (если их больше 500, то возникают проблемы), трудности при поддержке разных мобильных платформ, невозможность детального описания политики защиты и невысокое качество отчетов. В связи с этим многие пользователи EAS переходят на MDM-продукты, которые обладающие более развитыми средствами обеспечения безопасности и поддерживающие более сложные мобильные вычислительные и коммуникационные процессы.

С точки зрения обеспечения безопасности ряд функций, по мнению аналитики, будет пользоваться особым спросом. Обычно для защиты бизнес-приложений применяется технология VPN, однако ее использование для всех программ приводит к быстрой разрядке батарей. Поэтому компании предпочитают выборочно применять VPN для наиболее важных бизнес-приложений.

В последнее время одним из популярных методов разделения бизнес- и персональных данных стало создание поверх мобильной ОС программного контейнера, в котором работает защищенная среда для корпоративных данных и приложений. Такой подход особенно пригодится компаниям, применяющим подход BYOD.

Использование вместе с MDM средств управления идентификацией и доступом к сети (Network Access Control, NAC) позволяет сегментировать политику безопасности, давая возможность разрешать, запрещать или предоставлять ограниченный доступ к сети отдельным устройствам.

В области упрощения использования мобильных устройств и расширения их возможностей аналитики выделили несколько направлений. Так, средства управления мобильным контентом (Enterprise File Synchronization and Sharing, EFSS) упрощают коллективную работу мобильных сотрудников, позволяя совместно использовать файлы. Сейчас на рынке доминируют потребительские продукты этого класса, но предприятия уже посматривают в сторону таких решений.

Кроме того, предприятия хотят предоставить своим сотрудникам безопасный и управляемый доступ к приложениям сторонних разработчиков, но при этом сохранить контроль над данным процессом и обеспечить соблюдение корпоративной политики. Поставщики MDM-систем заключают партнерские соглашения с независимыми разработчиками ПО для конфигурирования корпоративных приложений и предоставления доступа к ним с помощью каталогов.

Виртуализация приложений позволяет компаниям агрегировать мобильное рабочее пространство за счет исполнения приложений в облаке, а не на самих устройствах. Такой подход дает возможность избежать настройки приложений под разные мобильные платформы, но требует оптимизации приложений и увеличивает нагрузку на сеть. Кроме того, приходится поддерживать и офлайновую работу мобильных пользователей, которым бывает необходим доступ к данным, даже когда они не подключены к сети.

Игроки рынка MDM

По оценке Gartner, сейчас более 100 поставщиков выпускают продукты, имеющие хотя бы один из необходимых компонентов MDM для управления аппаратным и программным обеспечением, безопасностью и сетевыми услугами. Большинство из них работает в самых разных областях, таких как защита данных, управление ПК, производство беспроводного оборудования, разработка ПО, облачные вычисления и мобильные приложения.

Из этих компаний аналитики выбрали 18 игроков, которые отвечают определенным условиям с точки зрения технологий (например, поддерживают не менее трех мобильных ОС) и бизнеса (в частности, получили за год не менее 8 млн. долл. от поставок MDM-продуктов).

Хотя системы для управления мобильными приложениями выпускают многие вендоры, расстановка сил на этом рынке быстро меняется. Это легко заметить, если сравнить квадранты за последние три года (см. рисунки). Так, в прошлом году Gartner исключила из своего квадранта 11 игроков, которые не удовлетворяли ее критериям или были куплены другими вендорами, и добавила восемь новых. В 2013-м было исключено шесть компаний, а добавлено три, в том числе и российская фирма “Лаборатория Касперского”.

Лидеры. Поставщики, которых Gartner поместила в раздел лидеров, показывают стабильный прогресс с точки зрения развития продуктов и реализации нового функционала. Даже если они и не лидируют по объему продаж, то составляют серьезную конкуренцию своим соперникам.

И хотя, подчеркивает Gartner, продукты лидеров необязательно подходят всем заказчикам, тем не менее эти поставщики, а также компании, попавшие в раздел провидцев, предлагают функционал для решения многих проблем, с которыми сталкиваются предприятия, стремящиеся использовать мобильники сотрудников в бизнесе. В качестве примера аналитики приводят метод “песочницы” (sandbox), позволяющий предотвратить обмен данными между корпоративными и персональными приложениями. Кроме того, передовики предоставляют средства поддержки как корпоративных приложений, так и продуктов, созданных независимыми разработчиками, обеспечивают серьезные средства защиты и активно вступают в партнерские отношения с другими игроками для совершенствования технологий.

Провидцы. Компании из этого квадранта имеют долговременные стратегии в области MDM, связанные с продуктами и услугами, которые могут дать им конкурентные преимущества в будущем. Провидцы могут влиять на развитие технологий MDM, но не способны обойти лидеров, так как не имеют ни финансовых возможностей, ни способностей расширить масштабы бизнеса и обеспечить стабильную работу и поддержку заказчиков. Их слабое место ‒ маркетинг. Заказчики могут выбирать продукты провидцев, если им нужен лучший в своем классе функционал в какой-то определенной области.

Нишевые игроки. Поставщики этой категории выпускают продукты, которые удовлетворяют основным требованиям заказчиков и выдерживают конкуренцию при сравнении с другими решениями, но сами игроки обычно являются небольшими компаниями, и заказчики не всегда уверены в качестве их услуг. Правда Gartner включила в этот раздел несколько более крупных поставщиков, которые еще не полностью сформировали свою стратегию или отстали от конкурентов. Они не так активно инвестируют в MDM, как другие вендоры, потому что сосредоточены на других направлениях, которые для них являются ключевыми.

Одни нишевые игроки предлагают непривычные механизмы доставки продуктов или услуг, другие используют ограниченные бизнес-модели, третьи работают в определенной отрасли или в каком-либо географическом регионе. Но у них есть своя клиентура, которая по разным причинам предпочитает не покупать продукты у крупных компаний. Gartner отмечает, что во многих рыночных исследованиях заказчики указывают, что нишевые игроки уделяют больше персонального внимания их потребностям.

Претенденты. В этом году данный раздел квадранта Gartner остался пустым.

Кроме того аналитики отметили, что ряд крупных поставщиков пока не попали в квадрант из-за того, что не отвечают условиям отбора, но они могут повлиять на развитие технологий MDM в будущем году, так как собираются выйти на этот рынок. К ним относятся компании Research in Motion, Microsoft, Google и BMC.

Перспективы на будущее

Технологии управления мобильными устройствами быстро развиваются, но ряд проблем остается нерешенным. Так, из-за отсутствия стандартов на мобильники, различий в их характеристиках и требований к приложениям, не существует единого решения, подходящего для всех. Поэтому сегодня многим предприятиям приходится “сшивать” отдельные инструменты, чтобы получить нужное мобильное решение. Зачастую эти отдельные инструменты выпускают поставщики традиционных систем, поэтому они не оптимизированы для мобильных устройств. В результате расходы растут, а пользователи остаются недовольными.

По мере распространения MDM-систем расширяется их функционал, и они превращаются из средств, предназначенных только для управления политиками, в корпоративные решения для внедрения на предприятиях мобильных устройств и управления ими. Их задача заключается в оптимизации и адаптации мобильных приложений и данных под требования разных устройств, а также в обеспечении безопасности этих данных. В настоящее время многие продукты развиваются в этом направлении, и именно такую цель ставят перед собой поставщики MDM на ближайшие несколько лет.

Версия для печати (без изображений)