Глобальная школьная лаборатория GlobalLab — это социальная сеть, объединяющая учебные и научные проекты, предложенные участниками сообщества. Основная цель портала заключается в вовлечении учителей и учеников в реальный исследовательский процесс.

Президент «ГлобалЛаб» Татьяна Крупа считает образовательное направление весьма перспективным: «В России бизнес уделяет не слишком много внимания образованию, особенно школьному, и это довольно странная ситуация. Ведь образование — самая верная инвестиция для прочного и успешного бизнеса. Залог коммерческого успеха во многом заключается в ценных кадрах, в мыслящих людях с хорошей подготовкой. В будущем любому бизнесу потребуются новые лица, но, если образованию в стране не уделяется достаточного внимания, хорошую смену старому поколению взять будет негде. Если же вкладывать средства в обучение детей с младшего возраста, в дальнейшем это окупится с лихвой. Во-первых, можно способствовать росту специалистов именно с той образовательной базой, какая требуется для успешной работы в том или ином бизнесе. Во-вторых, уже на раннем этапе можно мотивировать людей работать на свою компанию, прививать интерес к своему делу».

Действительно, в настоящее время сама суть образования постепенно меняется, и в интересах бизнеса подогревать эти перемены, способствовать им. В прошлом главной задачей образования была передача конкретных знаний и умений. Сейчас у любого человека есть легкий свободный доступ к информации, поэтому эрудированность перестала быть таким ценным качеством для любого сотрудника, каким она была раньше.

Значительно важнее умение связывать разрозненные факты в логическую цепочку, анализировать информацию. Иными словами, сейчас ценится самостоятельное мышление и умение проводить исследования. Всему этому надо обучать, а не ждать, что оно как-нибудь разовьется само.

Один из проектов GlobalLab под названием «От грохота до шёпота» связан с измерением уровня шума. Помимо сугубо технического интереса, проблема имеет социальное значение. Особенно актуальна она для школ, в которых соответствующие санитарные нормы должны соблюдаться максимально строго.

Данные для исследования собираются при помощи специальных датчиков производства компании GlobiSense. Однако, чтобы привлечь к проекту как можно больше участников, роль измерительных устройств могут выполнять смартфоны или планшеты, работающие под управлением Android и iOS. Для этого следует только загрузить бесплатное приложение glSound, разработанное GlobalLab.

Само по себе использование датчиков на лабораторных работах традиционно для учебного процесса. Однако технологии GlobalLab позволяют объединить все собранные данные, чтобы получить общую картину для дальнейшего обсуждения с учениками.

Для передачи данных с датчиков на центральный сервер для их последующей обработки применяется оригинальный протокол с открытой спецификацией. Именно он поддерживается рекомендованными датчиками и мобильным приложением.

Протокол поддерживает передачу данных в реальном времени. Это дает возможность создавать карты, отображающие, например, суточные циклы изменения какого-либо параметра. Что, в свою очередь, позволяет минимизировать оторванность лабораторных занятий от реальной жизни. А также придаёт их результатам не только учебную, но и научную ценность.

Татьяна Крупа утверждает: «Стоит отметить важность использования информационных технологий в образовании. Современные информационные технологии — это многофункциональный инструмент. Помимо развлекательной функции, информирования и т. д. ИТ могут служить мощным инструментом для научных исследований в разных областях, в том числе в инженерии и естественных науках. Благодаря ИТ стал возможен феномен краудсорсинга. А краудсорсинг, в свою очередь, делает возможным проведение сложнейших, требующих огромного количества данных исследований в кратчайшие сроки. Важно помнить об этом, в особенности молодому поколению. У современных школьников есть уникальные возможности обучения, которых предыдущие поколения были лишены, и хотелось бы, чтобы эти возможности использовались в полной мере».

А вот что говорит по этому поводу учитель средней школы № 2 п. Богатые Сабы Республики Татарстан Гульшат Багавиева: «Мы являемся давними участниками GlobalLab, имеем опыт исследований и проектов. Но в основном работали локально, а в сети только делились наблюдениями. Но нам всегда хотелось общаться и видеть, какие измерения проводят в других регионах, чем отличаются результаты. В проекте «От грохота до шепота» мы использовали для исследований мобильные телефоны и работали в режиме онлайн с другими регионами.

Это оказалось очень действенным — ученики увидели, какие источники производят больше шума, какое влияние шум оказывают на спокойствие и здоровье. В процессе работы мы с учениками поняли, что сами же и являемся источником большого шума. В результате ребята выступили с инициативой «Спокойная перемена — крепкое здоровье».

Таким образом, благодаря масштабному учебному эксперименту был получен результат, которого невозможно было добиться нравоучениями и выговорами. Но самое главное — ученики убедились, что информационные технологии — не только подготовка красивых презентаций и поиск нужных сведений в Интернете. Это прежде всего мощный инструмент в руках научных сотрудников и инженеров.

Вот что рассказала заместитель директора по ИКТ физико-математического лицея № 86 г. Ижевска Анна Кологерманская: «В исследовании „Шум вокруг нас“ приняли участие мальчики 6-б класса. Перед уроком они получили задание: разбиться на пары так, чтобы у каждой пары в наличии был хотя бы один гаджет (планшет или смартфон) с установленной программой для измерения шума.

В начале урока мы провели калибровку устройств, чтобы показания были правильными и выбрали места для измерения. Каждая группа должна была измерить шум в двух местах. Были выбраны столовая, спортзал, коридоры в старшей и начальной школах, место около расписания, кабинет психолога, урочные кабинеты в старшей и младшей школах, туалет, приемная директора.

Для проведения эксперимента был выбран „спаренный“ урок, чтобы можно было экспериментировать как на уроке, так и на перемене. Результаты получились следующие: самым тихим местом оказался кабинет психолога (из чего мы сделали вывод, что в этот кабинет можно ходить не только на беседы, но и для отдыха от шума). Самыми шумными местами оказались (по гипотезе, естественно, был спортзал) коридор рядом со столовой и коридор около расписания.

Проведенное исследование не повлияло на отношение к физике и информатике, но ученики поняли, что гаджеты можно применять не только для развлечений, но и для исследований. По результатам проведенной работы один ученик выступил с докладом на научно-практической конференции».

Версия для печати (без изображений)