В преддверии намеченного на 21 октября форума Russian Enterprise Mobility Summit 2015 редакция PC Week/RE обратилась к ключевым спикерам конференции с предложением поделиться своим мнением относительно современного уровня применения корпоративных инфраструктурных и прикладных мобильных решений в России, проанализировать основные движители и препятствия на пути развития технологий корпоративной мобильности и рассказать о том, какую тему докладчик собирается осветить в своем выступлении на REMS’2015. Вот что нам сообщил Хусейн Аз-зари, президент и председатель совета директоров ГК CDC.

— Уровень применения корпоративных инфраструктурных и прикладных мобильных решений в России я оцениваю в целом на уровне менее 30%. Цифры сильно отличаются по отраслям, видам деятельности и по размеру компаний. Если говорить об отраслях и видах деятельности, то наибольшее проникновение — около 70% — в производстве, дистрибуции и продаже продуктов питания, безалкогольных напитков, алкогольных напитков и табачных изделий. Причем в табачной отрасли, например, вся цепочка производитель — склады дистрибьюторов — торговая полка магазинов работает с использованием функциональных мобильных технологий, включающих блоки планирования деятельности, управления качеством и контроля выполнения процессов заказа и доставки товара в торговую точку, контроля представленности товара на полке, опросы покупателей и другие задачи на базе автоматизированной системы управления мобильной торговлей. Там проникновение около 100%. Есть функциональные задачи, которые потенциально могут быть автоматизированы в будущем, но все игроки рынка уже, скажем так, не представляют свою работу без этих систем. В промышленности, финансовом секторе, госсекторе, в ТЭК цифра значительно менее 30%. Потенциал роста большой. Планирование, управление и контроль сервисных процессов, инспекции разного типа, техническое обслуживание и ремонтные работы — это далеко не полный перечень процессов, в которых профессионально созданные прикладные мобильные решения могут значительно повысить качество и производительность труда.

При этом интеграция мобильных решений в ИТ-инфраструктуру и с ключевыми информационными системами предприятий глубокая. Любое серьезное мобильное решение обязательно использует мастер-данные, которые создаются в динамике и хранятся в складской или учетной системе, в CRM-системе либо в другом модуле или нескольких модулях корпоративной информационной среды. Мобильное решение, точнее мобильные пользователи в процессе своей работы на смартфонах, планшетах разного формата, производят ежедневно огромное количество новой, ключевой для бизнеса информации, которая должна в нужном виде оперативно попадать в бэкэнд. Процесс обмена критически важной информацией больших объемов является одним из важнейших. И вопрос безопасности здесь первый при выборе архитектуры, поставщика и конечного варианта реализации.

Основным стимулом внедрения функционального мобильного решения является реальное желание снизить себестоимость процессов, повысить прибыльность и одновременно качество управления всей цепочкой. Препятствий много. Главные, на мой взгляд, — отсутствие эффективного и прозрачного механизма между постановкой целей, например, собственниками бизнеса и реальными действиями менеджеров, которым поручено определиться, какие технологии, системы надо внедрять, как их выбирать, какие при этом должны быть критерии оценки поставщика и самого решения.

Что касается влияние на сферу корпоративной мобильности современного экономического положения отечественных предприятий, то падение экономики стимулирует искать пути повышения эффективности. Мобильные решения, если мы говорим о «правильных», достаточно быстро, уже в первые недели эксплуатации дают четко выраженный экономический эффект. Часть компаний начали действовать исходя из данного факта. Но то, что до сих пор происходит в крупнейших компаниях, особенно с государственным финансированием, часто выходит за грани разумного. Государство, точнее конкретные государственные предприятия, продолжают заказывать «воздух за большие деньги» под видом разработки, в том числе «зарубежный воздух», вместо того чтобы инвестировать в готовые хорошо зарекомендовавшие себя отечественные мобильные разработки. Законодательство и регламентирующие нормы абсолютно не работают для развития отечественного производства мобильного софта. Процедуры и законы надо срочно менять, надо реально защищать российских производителей. Все, что к данному моменту сделано в этой области, мягко говоря не выдерживает критики. Огромные деньги по разным схемам уходят за границу или, как говорится, «в песок» — без реального результата. Собственники крупных компаний и государство теряют огромные средства и недополучают огромные прибыли из-за этого. Реальным отечественным разработчикам трудно конкурировать с зарубежным лоббизмом через крупных интеграторов. Но кризис — это и очень хорошая возможность, и стимул повысить конкурентоспособность, в том числе и для компаний, которые разрабатывают мобильное ПО.

Тема моего доклада на конференции: «Мобилизация — новый этап автоматизации бизнеса. Мобильные рабочие места — реальность, открывающая пути к успешному будущему компаний». Во-первых, я расскажу о том, как правильно подойти к разработке стратегии мобилизации предприятия исходя из ресурсов, имеющегося ИТ-ландшафта, видения текущих задач и целей разной срочности. Во-вторых, приведу различные реальные примеры реализации с конкретными данными о полученной эффективности. В-третьих, расскажу об базовых важных принципах при выборе мобильных решений. И, наконец, расскажу о новом мобильном SDK. Это российская разработка, которая не имеет аналогов в мире на данный момент. Все это на основе, без лишней скромности, уникального опыта полного цикла разработки, внедрения, технического сопровождения и развития мобильного ПО в более чем 3500 успешно реализованных проектах.

Версия для печати (без изображений)