Apple снизила цены на новейший iPad, но, как полагает Адриан Кингсли-Хьюз из ZDNet, компания запоздала с этим решением. Несмотря на то что глава Apple Тим Кук полон оптимизма на счет будущего iPad, факты говорят обратное — продажи первопроходца современного планшетного рынка перманентно сокращаются.

По данным IDC, в 2016 г. Apple поставила на рынок 42,6 млн. планшетов, тогда как годом ранее — 49,6 млн. В годичном измерении поставки сократились на 14,2%. Снижение продаж Apple можно объяснить тем, что рынок сокращается уже девятый квартал подряд, но это не единственная причина. В июне прошлого года Apple довела до сведения, что iPad 2, iPad 3 и iPad mini первого поколения не получат обновления до iOS 10. Стоит отметить, что на то время на них приходилось целых 40% всех проданных iPad.

Расчет компании строился на том, что известные своей приверженность к продуктам Apple пользователи захотят обновиться на новые устройства. Но он не оправдался. Ещё одна проблема поджидает компанию из Купертино в образовательном секторе: школы отдают предпочтение хромбукам. Во-первых, эти устройства дешевле айпадов, а во-вторых — ими проще управлять. В отличие от iOS, разработанная Google ChromeOS — это открытая система, написанный под нее софт выпускается под открытыми лицензиями и его проще устанавливать.

По состоянию на март 2017 г. более половины всех компьютеров, используемых в американских школах и университетах, — это Chromebook. Доля Mac, для сравнения, не дотягивает и до 20%. Загнанная этими обстоятельствами в угол, Apple ощутимо удешевила 9,7-дюймовый iPad. Базовая версия с модулем Wi-Fi и 32 Гб флэш-памяти оценивается в 329 долл. Издание MacWorld уверено, что основной аудиторией владельцев нового iPad могут являться именно учащиеся школ и университетов, а не простые пользователи. И существенно подешевевшее устройство может составить серьезную конкуренцию Chromebook, восстановив утраченные позиции Apple в сфере образования. Однако, как показывает практика, однажды свернувшему на путь удешевления своей продукции производителю будет непросто свернуть с него. Таких примеров предостаточно, взять хотя бы некоторые китайские мануфактуры, которым из-за постоянного удешевления продукции пришлось покинуть рынок. Просто в какой-то момент им перестало быть выгодно выпускать планшеты и они переключились на более рентабельную продукцию.

Снижая цены, Apple наверняка понимала, что делает, может быть даже, что она использовала последнее средство, чтобы сократить падение своей рыночной доли как на глобальном, так и образовательном рынках. Но этого уже недостаточно. Первые признаки замедления продаж айпадов проявились в конце 2012 — начале 2013 гг., в 2014 г. они стали очевидными, а отреагировала компания на них только в этом году. Кингсли-Хьюз подводит к мысли, что сделай Apple в свое время цены на планшеты более конкурентными, ей было бы проще оживить продажи, а не спасать умирающий продукт.

Более того, она делает это во времена, когда шум вокруг айпадов поутих. Это, конечно, все ещё популярный, но уже не топовый продукт. Свидетельством тому выступает то, что компания не проводила для нового iPad специальную презентацию.

Немаловажным фактором, снижающим интерес к айпадам, является выход 5,5-дюймовых iPhone Plus. По сути, iPhone 6 Plus стал конкурирующим продуктом для планшетов Apple, его появление незамедлительно сказалось на их реализации.

Пока что не ясно, извлекла ли компания из прошлого уроки, но, по слухам, юбилейный iPhone 8 будет стоить 1 тыс. долл. При такой цене ему будет непросто бороться за покупателя на перенасыщенном рынке смартфонов. Что касается планшетов, то Apple вряд ли удастся вернуться к устойчивому росту, — упущено много времени, к тому же рынок планшетов, похоже, следует по пятам рынка ПК.

Версия для печати (без изображений)