Мессенджеры (средства интернет-взаимодействия людей в реальном времени на базе всего набора современных возможностей общения — текст, голос, видео), завоевав признание на рынке частных мобильных пользователей, активно продвигаются в направлении корпоративных заказчиков. Как это обычно бывает, компании начали освоение этих инструментов с применения (зачастую в виде стихийных инициатив «снизу») публичных популярных сервисов, однако довольно быстро всем стало понятно, что средства, изначально созданные для массового рынка частных пользователей, не очень годятся (или даже вовсе не годятся) для корпоративной сферы. Предприятия предъявляют совершенно иные требования к продуктам в плане их функциональности, надежности, безопасности, адаптации к требованиям конкретной компании, а также соответствия нормативным требованиям. При этом заказчики уделяют повышенное внимание надежности и добросовестности поставщика, поскольку речь обычно идет о долгосрочном сотрудничестве, причем в весьма деликатной сфере информационной безопасности.

По мнению аналитиков, такая ситуация открывает хорошие возможности для российских разработчиков, которые, пользуясь появлением новой рыночной ниши и существенной протекционистской поддержкой со стороны государства, могут получить существенную долю местного рынка, а потом, опираясь на «местный фундамент», постараться выйти на зарубежных клиентов. Во многом именно об этих перспективах российских разработчиков шла речь на презентации новой версии коммуникационной платформы «Сибрус» компании «Киберника».

Директор по развитию бизнеса «Киберники» Владимир Пивоваров напомнил, что реализация этого проекта началась в 2014 г., первая рабочая версия системы была представлена год назад, уже тогда «Сибрус» был включен в Реестр российского ПО и было начато пилотное тестирование мессенджера в ряде крупных государственных и коммерческих структурах. В прошлом году «Сибрус» стал также одним из участников проекта «Госмессенджер», проводимого ИРИ конкурса, а осенью продукт попал в число полуфиналистов, получивших возможность пробного внедрения в ряде органов государственной власти.

Полученные отклики позволили лучше понять требования заказчиков и выработать оптимальную стратегию развития и продвижения продукта. Новая версия платформы, в частности, приобрела поддержку защищенных видеоконференций в формате HD с функцией демонстрации экрана. Особое внимание уделено вопросам развертывания системы и ее интеграции с существующей внутренней ИТ-инфраструктурой компании. В рамках решения этой задачи были расширены возможности интеграции с LDAP/Active Directory и списками контактов, появился механизм защищенной раздачи логинов и паролей, а также создан набор интеграционных API для независимых разработчиков.

Уже сейчас «Сибрус» совместим с Windows, Mac OS, Linux, Android и iOS, до конца текущего полугодия будет представлена версия продукта для Sailfish Mobile OS RUS. В планах компании также поддержка новых видов группового общения, модернизации бот-платформы, а также обеспечение возможности по взаимодействию независимых инсталляций продукта.

Как сообщил Владимир Пивоваров, его компания не намерена замыкаться только на внутреннем российском рынке и уже сейчас начала работу по продвижению «Сибруса» за рубеж, рассматривая в качестве приоритетного географического направления Юго-Восточную Азию. «Мы уже начали вплотную изучать рынки Малайзии, Вьетнама и Таиланда, в ближайшее время намерены открыть офис в одной из этих стран для работы с регионом в целом. Подготовка к продажам нашего продукта ведется также в Казахстане, Армении, Азербайджане, Киргизии», — пояснил он.

Российский рынок корпоративных мессенджеров сегодня находится в стадии формирования, здесь видна резко возросшая активность зарубежных ИТ-поставщиков, среди которых есть и ведущие мировые лидеры, и специализированные компании, выросшие из вчерашних стартапов. В конкуренцию с ними вступают российские разработчики, которые противопоставляют иностранным поставщикам не только достаточно высокий технических уровень, но и учет специфики отечественного рынка. В частности, если большинство зарубежных предложений представляют собой глобальные публичные облачные сервисы, то авторы «Сибруса» изначально избрали схему опремис-развертывания своей системы. Такой вариант, предоставляя возможность глобальных коммуникаций (из любой точки мира), обеспечивает создание информационного пространства, гарантированно контролируемого самим заказчиков (в случае публичного сервиса провайдер напрямую управляет его доступностью и в той или иной мере имеет доступ к контенту). В «Сибрусе» реализуется схема стойкого сквозного шифрования, которая исключает возможность доступа к информации любых третьих лиц.

Актуальность вопросов гарантированной защиты внутренней информации на примере юридической сферы продемонстрировал заместитель руководителя отдела аналитики и координации Московской коллегии адвокатов «МАГНЕТАР» Андрей Будович: «Если мы хотим реализовать схему дистанционной юридической деятельности, то нам нужна абсолютная уверенность в защищенности каналов общениям между адвокатом и его доверителем от кого бы то ни было, в том числе от правоохранительных органов. Без соблюдения адвокатской тайны такое общение будет всего лишь консультацией». Именно этот требование заставляет адвокатов до сих пор использовать вариант разговора с клиентом исключительно в режиме личной встречи «тет-а-тет» без использования каких-либо технических средств и в месте, где исключена возможность подслушивания. Но такие методы, конечно, уже не соответствуют требованиями нашего мобильного распределенного мира, резко ограничивают возможности предоставления юридической помощи и производительность труда самого адвоката. «Мы давно стали изучать возможности применения в своей работе современных коммуникационных средств, но предложения на рынке, в том числе от ведущих мировых ИТ-поставщиков, нас не устраивали, в первую очередь, по соображениям безопасности. Появление российского мессенджера „Сибрус“, позволило нам начать использовать такие технологии на практике», — сказал представитель адвокатского сообщества.

«Еще относительно не так давно сотрудники органов власти смотрели на электронную почту как на чудо из далекого будущего, при этом многие откровенно побивались прихода этого чуда в их повседневную работу. Но сегодня ИТ стали уже привычным инструментом в нашей работы и люди сами хотят применять более современные решения, которые реально помогают в их работе. Это особенно актуально для таких регионов как наш, с большими расстояниями», — считает руководитель Окружного центра информационно-коммуникационных технологий Департамента ИТ Ханты-Мансийского автономного округа Степан Перевертайло. Однако для государственной сферы крайне важным является не столько удобство для пользователя, сколько решение вопросов безопасности и полного соответствия нормативно-законодательными требованиям. Именно с учетом этих аспектов для тестирования в ХМАО был выбран «Сибрус», пилотное развертывание в регионе должно начаться в ближайшее время.

Версия для печати (без изображений)