В эпоху пришествия мобильных приложений браузеры оказались на обочине и стали неспособными удовлетворять нужды мобильных пользователей, что создает перспективы игры на опережение для более мелких игроков на рынке этого ПО.

Любая компания, заинтересованная в расширении сферы влияния на всех своих покупателей, нуждается в возможности контактировать с ними через разнообразные каналы, считает Тед Шедлер, вице-президент и главный аналитик Forrester Research. Они должны охватывать передачу сообщений, веб, приложения и любые другие каналы или устройства, выбираемые покупателями.

На вопрос о том, насколько веб-браузеры вписываются в нынешнюю эру, когда пользователи получают доступ к информации через мобильные приложения и приложения для передачи сообщений, Шедлер ответил, что хотя агрегаторы типа WeChat привлекают массовую аудиторию, они «не охватывают весь спектр сервисов, даже в Китае».

«Веб отнюдь не вышел из игры. В реальности в большинстве стран он по-прежнему остается самым широкодоступным и лучше всего освоенным каналом», — сказал он, заметив, что, например, мобильный веб в глобальном масштабе охватывает куда более широкую аудиторию, чем любое мобильное приложение.

С этим согласен Джульермо Эскофет, главный аналитик Ovum по цифровым средствам информации. Он признал, что приложения поглощают все большую долю времени мобильных пользователей, которая, например, в США зачастую превышает 90%. Однако средний пользователь смартфона ежемесячно все же посещает больше сайтов по сравнению с частотой использования приложений, сказал Эскофет. Правда, отметил он, это чаще всего «мимолетные разведочные визиты».

Он добавил, что на зрелых рынках мобильные пользователи загружают и используют меньше приложений, чем в среднем по миру, но уделяют больше времени тем приложениям, которые им действительно полезны.

По словам Шедлера, разработчики сайтов и браузеров не торопятся откликаться на нужды мобильных пользователей. «Браузеры все еще застряли в эре десктопов и не оптимизированы для беспроводных сетей, компактных устройств и мобильных сценариев», — считает аналитик Forrester.

Однако эту ситуацию, по его словам, может изменить импульс к принятию браузерных стандартов под общим названием прогрессивных веб-приложений. Инициативу возглавляет Google, но в эту игру включились и другие компании, например, Opera и Microsoft. Их цель — улучшить возможности мобильных веб-пользователей и позволить разработчикам создавать сайты, имеющие большое сходство с приложениями. Однако Apple еще предстоит освоить эти стандарты.

«У менее известных создателей браузеров имеется некоторый шанс получить значительный выигрыш, потому что они не контролируют мобильные устройства, но могут предложить весомую альтернативу, возглавив движение рынка к освоению новых технологий прогрессивных веб-приложений», — сказал Шедлер.

Эскофет добавил, что браузеры остаются востребованными из-за возможностей поиска и обнаружения информации, а также доступа к контенту и сервисам, которые пользователи не хотят загружать в форме приложений, например, к сервисам для временного или одноразового использования или к контенту для взрослых.

Важным контентом и платформами интернет-торговли к тому же становятся социальные приложения и приложения для обмена сообщениями, что усиливает акцент на технологиях Instant Apps типа облачных HTML5-приложений. Этот фактор добавляет Эскофет, возвращает фокус на браузеры.

«Возможно, придет время, когда браузеры по большому счету возвратятся в мобильное пространство, если компании типа Facebook или WeChat решат отказаться от своих нативных приложений и вернуться к браузерам», — говорит аналитик Ovum.

Если говорить о Mozilla, то эта компания как часть своей новой стратегии роста усиливает фокус на мобильности, запланировав на этот год линейку мобильных релизов, сообщил директор Mozilla по маркетингу Яша Кайкас-Вольф.

Со времени своего выпуска в декабре 2012 г. браузер Firefox Mobile for Android был инсталлирован больше 175 млн. раз, он поддерживает более 80 языков. В планах компании выпуск Android-версии Firefox Focus, iOS-версия которого появилась в ноябре 2016 г. Этот мобильный веб-браузер отличается тем, что может по умолчанию блокировать трекеры эффективности рекламы и позволяет легко удалять свою историю, включая пароли и куки.

Mozilla заявляет, что растущая популярность смартфонов и мобильного Интернета подчеркивает необходимость фокуса на приватности и безопасности пользователей и создания браузеров с приватным режимом работы.

Яша Кайкас-Вольф заявил, что будущие усовершенствования будут направлены на то, чтобы Firefox становился более быстрым, безопасным и надежным, а также более качественным в терминах пользовательского онлайнового опыта. Он также упомянул про инициативы в других областях, таких как дополненная реальность и распознавание речи, а также перенос этих возможностей в офлайновый режим.

Отметив, что большинство таких предложений в настоящее время реализуется на облачных и мобильных платформах, он сообщил, что Mozilla экспериментирует с технологией доставки этих сервисов, которая не должна быть привязана к конкретной платформе и сможет работать, не требуя непрерывного интернет-доступа. Это особенно важно для некоторых рынков Азиатско-Тихоокеанского региона, где онлайновый доступ и высокая пропускная способность присутствуют не повсеместно.

Кайкас-Вольф сообщил, что во всем мире у Mozilla насчитывается 300 млн. пользователей, но не ответил на вопрос об их числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он также не стал раскрывать, какой процент доходов компании поступает из этого региона.

По его словам, у Mozilla есть офис в Тайване, где работает около 70 человек и который является самым крупным филиалом компании за пределами ее домашнего рынка США.

Версия для печати