За прошедший год Wi-Fi-сети в России получили дальнейшее развитие: число точек доступа в стране выросло почти до 100 тыс., а доходы операторов приблизились к 4 млрд. руб. Об этом говорилось на октябрьской конференции по беспроводным технологиям БЕСЕДА-20, организованной компанией CompTek.

Специалисты отметили, что ключевой тенденцией в области беспроводных сетей передачи данных, в первую очередь Wi-Fi, стало существенное расширение сферы их применения. Если раньше Wi-Fi, как правило, использовался лишь в офисах, отелях и ресторанах, то сегодня проекты реализуются во все новых и новых областях, охватывая объекты транспорта, стадионы, промышленные площадки и пр.

Соответствующие проекты (Московское метро, «Казань-Арена» и другие) отражают еще одну из важных тенденций развития сетей Wi-Fi — это повышение плотности абонентов и общий рост нагрузки. Такие системы связи особенно актуальны с учетом грядущего Чемпионата мира по футболу (ЧМ-2018).

Между тем беспроводные сети Wi-Fi все чаще обретают интеллектуальную составляющую. Одним из драйверов их развития является Wi-Fi-аналитика — использование средств анализа поведения клиентов в многолюдных местах — торговых центрах, транспортных узлах и т. д. На основе этих данных создаются «карты» движения посетителей, позволяющие выявлять наиболее посещаемые зоны или магазины, определять лояльных посетителей, управлять эффективностью рекламных кампаний.

Аналитика рынка операторских решений Wi-Fi

Развитие общественных Wi-Fi-сетей в 2017 г. проходило в рамках тех же трендов, что были характерны в предшествующем году. Согласно прогнозу «ТМТ Консалтинг», число точек доступа общего пользования (публичных хотспотов Wi-Fi) должно вырасти на 13% — с 85,5 тыс. в 2016 г. до 96,2 тыс. в 2017-м.

Динамика Wi-Fi-рынка по объему доходов заслуживает особого внимания, поскольку темпы монетизации услуг превышают темпы ввода в строй технической инфраструктуры. Так, за нынешний год доходы операторов должны вырасти на 23% с 2,97 до 3,64 млрд. руб.

«Рост рынка обеспечили крупные проекты на общественном транспорте, а также B2G-сегмент, — сказал Константин Анкилов, управляющий партнер „ТМТ Консалтинг“. — В ближайшее время ожидается рост за счет благоустройства городов, введения в действие объектов ЧМ-2018, например, в Москве будет потрачено 830 млн. руб. на развитие Wi-Fi-сети на улицах, в парках, музеях, вузах и домах культуры».

Что касается пользовательских сегментов, то структура рынка точек доступа в разрезе бизнес-секторов меняется следующим образом: в 2017 г. доля В2С ожидается на уровне 24%, В2В — 28% и B2G — 48%. Напомним, что в 2016 г. доли В2С и В2В составляли, соответственно, 28 и 29%, а уровень B2G — 43%. Таким образом доминирование госзаказа только возросло.

Структура того же рынка по доходам выглядит иначе. Здесь первенствует сектор В2В с долей 54%, далее идет B2G с 43% и B2C с 3% (в 2016-м доля В2С также составляла 3%, доля В2В — 39%, а сегмента B2G — 58%). Сегмент В2С остается крошечным, отметил Константин Анкилов, абоненты пока не готовы платить за Wi-Fi. А в В2В-сегменте значительную долю доходов операторам приносит реклама на транспорте.

Транспортный сегмент становится все более заметным в Wi-Fi-доступе. Так, в структуре парка по типу точек доступа транспортные хотспоты составляют 25%, уличные — 26% и хотспоты для помещений — 49%. Поскольку все три сегмента развиваются примерно одинаковыми темпами, то в ближайшие годы серьезных изменений в этой структуре не ожидается.

Теперь о данных «ТМТ Консалтинг» об основных участниках этого рынка. Крупнейшими игроками являются «большая четверка» плюс «ЭР-Телеком» и «МаксимаТелеком». По доходам впереди всех «МаксимаТелеком» (38%), которая внедрила Wi-Fi-сеть в московском метро и на столичном наземном транспорте. Далее следуют «ВымпелКом» (15%), «ЭР-Телеком» (14%), «МегаФон» (11%), «Ростелеком» (7%), МТС (6%) и прочие (9%).

По числу точек доступа в нынешнем году лидирует «ЭР-Телеком» (17%). Потом идут «ВымпелКом» (14%), «МаксимаТелеком» (12%), «МегаФон» (11%), «Ростелеком» (10%), МТС (10%). В прошлом году заметным явлением стала компания «Белугас Нетворкс» (C2Free Wi-Fi) с долей 24%, за ней следовали известные игроки: «ВымпелКом» (15%), «Ростелеком» (12%), «МегаФон» и МТС (по 11%), «МаксимаТелеком» (10%), «ЭР-Телеком» (9%). Определенные подвижки есть, но они все же невелики и относятся к двум-трем игрокам.

Как и годом ранее, основными факторами развития беспроводных технологий в РФ эксперты считают предстоящий ЧМ-2018, развитие технологий 3G/4G, внедрение IoT и ряд других. В рамках подготовки к ЧМ-2018 в городах проведения соревнований планируется внедрение Wi-Fi на стадионах, в гостиницах, на вокзалах, на транспорте, на центральных улицах. В структурах 3G/4G прогнозируется более широкое применение Wi-Fi для разгрузки трафика этих сетей на наиболее интенсивных направлениях доступа.

Есть и более долгоиграющие проекты, также опирающиеся на господдержку. Один из них — социальный универсальный Wi-Fi-доступ, который «Ростелеком» предоставляет по контракту с Федеральным агентством связи, заключенному в 2014 г. сроком на 10 лет (сумма контракта — 168 млрд. руб.). Он осуществляется в рамках программы по устранению цифрового неравенства в регионах РФ.

Оператор должен построить точки доступа в населенных пунктах, где проживает 250-500 человек. «Ростелеком» уже запустил около 5 тыс. точек доступа (34% от общего плана), а всего до конца 2019 г. должно быть построено почти 14 тыс. точек.

К моменту завершения проекта аудитория бесплатного Wi-Fi от «Ростелекома» может насчитывать от 3,5 до 7 млн. человек. Она будет вполне сопоставима с количеством пользователей бесплатной Wi-Fi-сети MT_FREE фирмы «МаксимаТелекома» в московском метрополитене.

Предложения вендоров

Сети Wi-Fi становятся не только средством подключения пользователей, но и инструментом для навигации и сбора различных данных, отметила Юлия Андрианова, менеджер по развитию беспроводных решений Cisco. Такие данные позволяют определить, насколько эффективно используются площади объекта (офиса, магазина, транспортного узла и пр.), осуществлять персонифицированный маркетинг и т. д.

Решение Cisco Hyperlocation с использованием Wi-Fi и Bluetooth Low Energy позволяет определять местоположение клиентов, пассажиров, покупателей с точностью до 1м и обеспечивает более высокую отдачу от инвестиций в уже имеющиеся точки доступа.

Еще большие возможности у решения Cisco CMX Beacon Points. Оно, будучи инсталлировано в Wi-Fi-сеть, обеспечивает не только навигацию, но и предлагает аналитический аппарат для бизнеса, реализует персонализированный маркетинг и определяет характеристики использования помещений.

Такое решение позволяет измерять общий поток посетителей, количество посетителей, долю зашедших в данную секцию относительно общего потока, среднюю продолжительность визитов, количество ушедших без покупки. На этой основе СМХ позволяет провести анализ лояльности покупателей, анализ по группам помещений в сетевых магазинах, места скопления посетителей, маршруты движения в ТРЦ и т. д.

Cisco отреагировала на российский курс на импортозамещение и в 2013 г. организовала локальное изготовление своего сетевого оборудования Aironet в Твери на базе глобального контрактного производителя. Сегодня здесь выпускаются точки доступа Wi-Fi Cisco серий 1600, 2600, 3600, 1700, 2700, 3700, 2800 и 3800.

Немало интересных решений есть и у других вендоров. Cambium Networks, производитель оборудования радиосвязи, называет себя «беспроводной фабрикой». Унаследовав экспертизу инженеров Motorola, компания продолжает совершенствовать как продуктовые линейки своей предшественницы, так и разрабатывать новые линейки и платформы.

Так, некогда широко известная платформа Canopy выросла до Medusa, при этом пропускная способность сектора подросла с 14 Мбит/с до 1,2 Гбит/с. В унаследованной аппаратуре «точка-точка» тоже прогресс налицо: PTP670 теперь поддерживает режим «высокоскоростная многоточка» и обеспечивает скорость до 450 Мбит/с.

Из новых линеек следует отметить бюджетную платформу для решения задач последней мили (ePMP), платформу Wi-Fi корпоративного класса (cnPilot), VHF/UHF-радиомодемы для промышленного Интернета вещей (cnReach) и систему управления/Wi-Fi-контроллер (cnMaestro).

В 2017-м у Cambium появилось оборудование стандарта 802.11 Wave2, а также возможности аналитики и генерации графических и текстовых отчетов. По словам Виталия Коростелева, регионального директора компании в России и СНГ, в середине 2018 г. будет выпущена продуктовая линейка для операторов IoT. В этой сфере компания видит для себя новую нишу.

У Ruckus Wireless, ведущего поставщика в сфере операторского Wi-Fi, в 2017 г. продуктовая линейка пополнилась кампусными коммутаторами Ruckus ICX Switches. Это позволит ей предлагать заказчикам комплексное решение для построения надежной и высокопроизводительной сети, включающей как Wi-Fi, так и LAN-оборудование.

Siklu — мировой лидер на рынке радиомостов миллиметрового диапазона. Ее новая линейка радиомостов ЕН-5500FD, специально разработанных для подключения объектов в городе на расстояниях до 5 км, работает в диапазоне 70 ГГц. Предназначена для тех потребителей, кому нужна просто «труба» с максимальной скоростью 5 Гбит/с, низкой задержкой в канале (не больше 5 мс) и без дополнительных функций. В марте будущего года, сказал Максим Редин, технический менеджер Siklu, будет разработано решение с пропускной способностью 10 Гбит/с.

Успешные проекты

Как сообщил Илья Черкасов, заместитель генерального директора по инфраструктурному бизнесу компании «МаксимаТелеком», на сегодня услуги доступа по Wi-Fi на базе оборудования Cisco предоставляются в 5,2 тыс. вагонов метро в Москве. Кроме того, сервис MT_FREE доступен в 8 тыс. единиц наземного транспорта и 1,1 тыс. вагонов железнодорожного транспорта (включая поезда МЦК, пригородные электрички и составы «Аэроэкспресс»). «МаксимаТелеком» начала работать и в Санкт-Петербурге: сеть Wi-Fi запущена на четырех из пяти линий метрополитена, продолжается пилотный проект в наземном транспорте, около 400 точек доступа установлены на стадионе «Зенит-Арена».

Айдар Хисамутдинов, менеджер проектов системного интегратора «Центр Казань», рассказал об опыте внедрения высокоплотного Wi-Fi на стадионе «Казань Арена». Это — универсальный стадион высшей категории УЕФА, один из трех крупнейших стадионов России. Его территория составляет 32 га, вместимость — 45 тыс. зрителей. Площадь здания — 130 тыс. кв. м, высота — 49 м.

Исходные требования включали полное покрытие Wi-Fi трибун и внутренних помещений стадиона (стандарты 802.11 a/b/g/n, диапазоны 2,4 и 5 ГГц, скорость передачи данных не менее 2 Мбит/с на пользователя) и пропускную способность не менее 15% одновременно подключенных устройств от общего числа зрителей стадиона и персонала.

В решении на основе оборудования Ruckus был использован виртуализированный контроллер в отказоустойчивой конфигурации Virtual SmartZone-High Scale с возможным количеством одновременно обслуживаемых точек доступа до 30 тыс. на кластер и аналитическая система Ruckus SCI.

Сегодня в мире находятся в эксплуатации многие миллионов хотспотов Wi-Fi (по данным аналитического отчета Cisco, их число в мире к 2020 г. достигнет 432 млн.). Передовые страны (США, Франция, Германия, Япония и др.) инсталлировали на своих сетях миллионы и десятки миллионов точек доступа Wi-Fi. На этом фоне РФ с ее 100 тыс. хотспотов пока выглядит не очень внушительно и не входит даже в первую десятку стран мира по развитию Wi-Fi-доступа.

Но, тем не менее, в области применения Wi-Fi операторы и корпоративные структуры в РФ уже проделали достаточно большой путь и перешли от пилотных проектов к практическим решениям. Сегодня проекты Wi-Fi успешно реализуются на транспорте, в спортивных сооружениях, на промышленных и торговых площадках. Года два назад больше половины всех проектов беспроводной связи осуществлялось в пределах Москвы, а сейчас умножается их региональное внедрение, расширится охват вертикальных рынков.