Смартфоны, долгие годы задававшие тренды в мобильной индустрии, кажется, начали буксовать. Несмотря на то, что на крупнейшей выставке достижений современной техники Mobile World Congress, которая на следующей неделе пройдет в Барселоне, ожидается немало новинок (будет представлен новый флагманский смартфон Samsung Galaxy S9, а также гаджеты утративших былое влияние Nokia, Blacberry и др.), замедляющиеся продажи смартфонов указывают на то, что пришло время для новой «большой вещи», пишет на портале ZDNet Стив Рейнджер.

По данным IDC, по итогам IV кв. 2016 г. во всем мире было реализовано 430,7 млн. телефонов, тогда как за аналогичный период прошлого года — 403,5 млн. (-6,3%). Производители всячески пытаются при помощи дополнительных опций (биометрическая защита, искусственный интеллект, цифровые ассистенты) оживить продажи, но всё тщетно — потребители не видят настоятельной необходимости для ежегодной смены смартфона. В то же время это никак не снижает покупательскую активность. Согласно Strategy Analytics, в IV кв. 2017 г. она достигла рекордного уровня: потребители истратили на покупку новых смартфонов 120 млрд. долл., тогда как за аналогичный период предыдущего года эта сумма равнялась 111,8 млрд.

Но в этом рекордном росте таится проблема для вендоров — большую часть прибыли (51%) «снимает» Apple. Её заработок выше, чем у всех производителей вместе взятых, но проблемы настигли даже её — в годовом исчислении продажи айфонов падают. Вялый рынок, львиную долю которого ухватил один игрок, подталкивает остальных к поиску инноваций — двигателя, который бы вынуждал потребителя и бизнес охотнее расставаться с деньгами.

Оценивая варианты будущего смартфонов, Рейнджер пытается разобраться, какие гаджеты/технологии смогут или заменить смартфоны, или стать их компаньонами.

1. «Умные» колонки и IoT. Насколько «умные» динамики типа Amazon Echo и Apple HomePod созрели для того, чтобы «увести» у смартфонов потенциальных покупателей? Сможет ли Amazon увлечь владельцев своих интеллектуальных колонок до такой степени, что те расхотят пользоваться смартфонными приложениями? Готов ли Интернет вещей указать карманным помощникам на дверь? Ответ: в краткосрочной перспективе этого не произойдет, в долгосрочной — это реально. Зажатые в тисках конкуренции, вендоры будут стремиться проникнуть на новые территории типа начиненного IoT-датчиками подключенного дома или интеллектуального офиса. Новые продвинутые платформы восполнят ограничения, с которыми им приходилось мириться — ужесточающиеся требования по предустановке на Android сервисов Google, постепенное снижение маржи в условиях возрастающих затрат на R&D.

2. AR и VR. Дополненная (AR) и виртуальная реальности (VR) вот уже несколько лет питают интерес профильной прессы, но дальше шумихи в выставочных залах и на презентациях дело не идет. Без сомнений, обе технологии представляют огромный интерес, публикуется множество кейсов по их применению и производители смартфонов были едва ли не первыми, кто кинулся осваивать AR и VR. Несмотря на то, что на рынке регулярно появляется немалое количества «умных» очков, шлемов, гарнитур, заявить о том, что обе технологии достигли пиковой популярности, было бы слишком оптимистично. Не исключено, что на MWC может появиться «приложение-убийца», но оценивает шанс такого анонса крайне маловероятным. Ответ: нет, пока что AR и VR не готовы стать массовой технологией, они даже на смартфонах прижиться не могут.

3. Складные экраны. Возможно, единственное нововведение, которое в ближайшем будущем вынудит потребителей, уставших от однообразного внешнего вида смартфонов, перейти к покупкам — это по-настоящему новый дизайн. Первый шаг на этом пути уже сделан — появились гаджеты со слегка закругленными дисплеями, но еще больше пробудить интерес помогут складные экраны. Первым такой гаджет пообещала представить Samsung — это будет складывающееся устройство с OLED-экранами и «умным» помощником Bixby. Что означает появление такого гаджета? Ответ: гаджет с большим экраном, который можно компактно сложить, может вызвать настоящий фурор, но пока что неясно, насколько он технически реализуем.

4. Сотовая связь 5G. Технология 5G слишком сложна, чтобы выделить в ней какое-то одно достоинство, но одно из них лежит на поверхности — скорость загрузки. Стоит ли производителям смартфонов заострять на этом внимание покупателей? Сможет ли 5G стать драйвером для внеочередной смены гаджета? Ответ: во-первых, пока что 5G находится лишь в проекте, во-вторых, еще потребуется дополнительное время, пока она покинет тестовые полигоны. Исходя из этого, вряд ли среднестатистическому покупателю стоит рассчитывать, что в ближайшее время он сможет закачивать фильмы за секунды.

5. Смарт-часы. Они уже не первый год рекламируются как гаджеты-компаньоны. В принципе, в какой-то момент они переросли обязательную связку «часы+смартфон», но до сих пор не могут похвастаться относительно комфортным временем автономной работы, многие модели так и не могут избавиться от неуклюжести конструкции. Дают ли основание их недостатки считать, что смарт-часы так и не станут массовыми? Ответ: нет, не дают. «Умные» часы — это компактный комплекс, начиненный всевозможными датчиками для мониторинга состояния организма, который в связке с медицинскими приложениями может стать настоящим кладезем как для производителей бытовой электроники, так и для индустрии здравоохранения. Даже если потребители продолжат относиться к смарт-часам прохладно, вендоры не забросят разработки в этой области. Как минимум, этим они демонстрируют свои достижения и работают на перспективу.

Версия для печати (без изображений)